Чбд в детском саду

Содержание

Ребенок пошел в детский сад…

Права и обязанности

Настройтесь при взаимодействии с администрацией дошкольного учреждения на конструктивный лад. Попросите ознакомить вас с Уставом детского сада. Заключите Родительский договор. В нем отражаются основные права и обязанности детского сада и родителей. Как правило, среди прав родителей перечислены: участие в работе родительского совета, внесение предложений по улучшению работы с детьми, выбор образовательных программ, организация дополнительных услуг; ходатайство перед управлением образования об отсрочке платежей за содержание ребенка в детском саду при особо трудных жизненных обстоятельствах; нахождение с ребенком в детском саду в период адаптации в течение двух дней по согласованию с детским садом. В договоре может быть также пункт об оказании благотворительной помощи для улучшения предметно-развивающей среды: помещений, оборудования, учебно-наглядных пособий, игр, игрушек (он вносится на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятого Государственной думой и подписанного Президентом РФ 11.08.1995).

В одной команде

Обсудите с заведующей детским садом, врачом и старшей медицинской сестрой организацию индивидуального питания ребенка (в случае, если требуется особая организация питания при аллергии, непереносимости некоторых пищевых продуктов). Обговорите вопросы участия в работе родительского комитета. Став его членом, вы сможете решать многие вопросы воспитания и образования детей в детском саду совместно с воспитателями.

С тех пор как в детский сад ходили вы сами, в его работе не произошло кардинальных изменений. Но все же, во избежание недоразумений в дальнейшем, поинтересуйтесь заранее, как именно строится работа в выбранном вами садике. Обычно муниципальные дошкольные образовательные учреждения работают в соответствии с едиными требованиями. Там есть обязательные ежедневные занятия: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыкальные занятия и занятия по физической культуре, сенсорному развитию. Узкие специалисты (логопед, инструктор по физическому развитию, дефектолог, учитель иностранного языка и проч.) присутствуют в детском саду по требованию родителей и по направлению работы учреждения.

На заметку:

  • Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя, не передоверяя его посторонним лицам и лицам моложе 18 лет. Если малыша будут забирать не знакомые для педагога люди, предупредите его об этом заранее.
  • Если малыш заболел, оставьте его дома, предупредив об этом воспитателя. После выздоровления принесите медсправку с разрешением посещать дошкольное учреждение.

Есть контакт!

Проявляйте инициативу во взаимодействии с педагогом. Установите добрые и конструктивные отношения с воспитателем. Как можно чаще обращайтесь за советом, консультацией. Это всегда повышает самооценку собеседника и располагает его к вам. Никто не знает вашего малыша лучше, чем вы. Расскажите педагогу об индивидуальных особенностях крохи: как ласково вы называете его дома, что любит ребенок, как засыпает, в какие игры предпочитает играть. Чем больше первоначальной информации о своем малыше вы предоставите воспитателю, тем легче ему будет подобрать индивидуальный подход к малышу. Если вас что-то обеспокоило в поведении малыша, посоветуйтесь с воспитателем, как лучше поступить в данной ситуации. Прислушайтесь к его советам. У каждого педагога есть свои приемы и секреты, как помочь ребенку легче адаптироваться в детском саду или справиться с той или иной ситуацией.

Попытайтесь четко сформулировать для себя, каким вы хотите видеть своего ребенка: что он должен знать, уметь, к чему стремиться, какими качествами обладать. Здесь также нелишним будет совет воспитателя. Узнайте у педагога, по какой образовательной программе работает детский сад, какие дополнительные образовательные и оздоровительные услуги могут быть оказаны вашему ребенку в детском саду. Вы также можете обсудить с воспитателем оснащение группы. Узнайте, какие развивающие игры, пособия, спортивные снаряды необходимы, предложите свою помощь в их приобретении.

Мирное решение

Представим такую ситуацию: у малыша хороший аппетит, но ему категорически не нравится вареная морковь, и поэтому из раза в раз кроха «выковыривает» ее из супа. Воспитатель ругает ребенка, заставляет съедать все до конца. Малыш приходит домой и жалуется вам. Как в данной ситуации поступают мудрые родители? Для начала вам стоит подобрать правильную форму общения с воспитателем. Даже если вы очень рассержены, попытайтесь сохранить деловой тон. Обратитесь к педагогу за советом − это всегда повышает самооценку собеседника. Не начинайте с обвинений. Обозначьте факты. Опишите то, что вы видите в поведении ребенка, его эмоциональном состоянии. Выслушайте воспитателя, дайте ему возможность высказаться. Пусть он расскажет, как видит возникшую ситуацию и по каким причинам он заставляет вашего малыша есть морковь. Обязательно обозначьте свою позицию: вы знаете, что ребенок не любит вареную морковь, и хотите, чтобы педагог не заставлял малыша ее есть. А ответственность за то, что ребенок в обед не будет есть суп, берете на себя.

Если вы не знаете, как самостоятельно разрешить конфликт, обратитесь за помощью к педагогу-психологу. Но не принимайте скоропалительных решений. Помните главное: конфликты взрослых не должны сказываться на малыше.

Скажи, что не так!

Обратите внимание на взаимодействие педагога с ребенком. Есть ряд признаков, по которым вы сможете сами определить, есть ли у вашего любимого чада трудности в детском саду или их нет.

Все в порядке:

  • Ребенок с удовольствием идет в детский сад.
  • Малыш редко болеет, у него редки головные боли и тошнота перед посещением детского сада.
  • Воспитатель с радостью встречает ребенка, называет его ласково, по имени.
  • У крохи хороший аппетит.
  • Ребенок делится впечатлениями о пребывании в детском саду, рассказывает о воспитательнице, о ребятах в группе.
  • Вечером малыш просит у вас возможности «доиграть еще несколько минут» с ребятами в группе.
  • Ребенок приносит в детский сад свои любимые игрушки, делится конфетами со сверстниками, делает поделки для воспитательницы.

Что-то не в порядке:

  • Малыш часто болеет ОРВИ, даже после завершения процесса адаптации к детскому саду.
  • У него случаются неожиданные приступы головной боли, тошноты, носового кровотечения непосредственно перед выходом из дома в детский сад.
  • В садик малыш идет с капризами или истерикой.
  • Ребенок негативно отзывается о садике, воспитательнице, сверстниках.
  • Появился дневной и ночной энурез.
  • Нарушен аппетит.
  • Появились новые страхи, нервные тики.
  • Малыш регулярно обращается к родителям с просьбой не отводить его в детский сад и забирать раньше.
  • Вы замечаете грубости в стиле общения педагога с ребенком, недостаток внимания воспитателя к потребностям и нуждам малыша, его индивидуальным особенностям.

На данные показатели следует обращать внимание через 3−6 месяцев после посещения ребенком детского сада, так как в адаптационный период некоторые из них могут быть нормой. В случае если вы видите проблемы в отношениях между педагогом и ребенком, для начала попытайтесь поговорить с воспитателем, затем с психологом и методистом образовательного учреждения, а в завершение − уже с заведующей детским садом. Если же после проведенной работы ваш малыш продолжает чувствовать себя не комфортно, переведите его или в другую группу, или в другой детский сад. Возможно также, что для вашего ребенка предпочтительнее будет домашнее обучение или кратковременное пребывание в дошкольном учреждении.

Психология комфорта

Значительную помощь в детском саду можно получить от педагога-психолога. Он будет регулярно следить за тем, как проходит адаптация у ребенка, даст рекомендации и воспитателю, и вам, родителям.

Работа с ребенком

Психолог проводит обязательную диагностику психического развития малышей 2 раза в год: определяет уровень психического развития ребенка, выявляет наличие отклонений он нормы. На основе полученных результатов психолог определяет и обсуждает с педагогом и родителями программу индивидуального развития малыша. Вы можете обратиться к психологу и с индивидуальной просьбой продиагностировать вашего малыша, если вас что-то тревожит (внезапные вспышки агрессии, появившийся страх, энурез и проч.) или же вы просто хотите лучше узнать своего ребенка (какими способностями он обладает, в какой кружок его лучше отдать).

Вы можете отдельно обсудить с психологом ваши пожелания на тему, в какую школу вы хотите отдать малыша, и специалист уже разработает индивидуальную программу работы с крохой. Психолог также осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных детей, содействует их развитию.

Работа с родителями

Многие причины нарушений психического развития ребенка лежат в семье. Психолог может провести диагностику особенностей семейного воспитания ребенка с участием родителей и иногда ближайших родственников малыша. Диагностика проходит только с разрешения самих родителей, им обязательно предоставляются результаты исследования. Вы вправе не впускать психолога в семью, но помните, что грамотный специалист не навредит семье и ребенку.

Узнайте, есть ли в детском саду «школа родителей». Если нет, то можете обратиться с просьбой ее организовать.

Кто и за что в ответе? (обязанности сотрудников дошкольного образовательного учреждения)

К кому обратиться?Есть вопрос
Заведующая детским садом
  • Мне бы хотелось, чтобы в детском саду с ребенком занимался преподаватель иностранного языка.
  • У малыша аллергия, и ему нужен индивидуальный режим питания.
  • Мне кажется, что в детском саду недостаточно развивающих игр и игрушек.
  • У меня возникают разногласия и конфликты с воспитателем.
Старшая медсестра, врач
  • Мы хотим, чтобы ребенку делали массаж, проводили фитотерапию, ингаляции, закаливающие процедуры.
  • Нам нужно разработать схему индивидуального питания для крохи в связи с проблемами здоровья у него.
  • Мы хотим знать, в норме ли физическое развитие нашего малыша.
Музыкальный руководитель
  • Хотелось бы отдать в будущем малыша в музыкальную школу, есть ли у него способности и как их развить?
Педагог-психолог
  • Мы хотим знать, соответствует ли норме психическое развитие нашего ребенка?
  • Наш малыш многого боится, неспокойно спит по ночам.
  • У ребенка проблемы в общении со сверстниками, он замкнут, тяжело идет на контакт.
  • Нам необходимо подготовить ребенка к поступлению в школу-гимназию.
  • Мы хотим, чтобы ребенок быстро и легко привык к детскому саду и воспитательнице.
  • Мы хотим знать, какие у ребенка есть способности и как их развивать.
Воспитатель
  • Мы хотим, чтобы ребенок не заболевал в детском саду и не получал травм.
  • Наш ребенок будет учиться в школе-гимназии (лицее), и ему нужна дополнительная подготовка к поступлению.
  • Мы хотим, чтобы наш ребенок рано научился читать.
  • Как проводить развивающие занятия с ребенком дома?
  • Как и во что играть с малышом?

Читать на эту тему:

  • А ты готов к детскому саду?
  • Дошкольная программа
  • Больше не пойду в детский сад!

Источник: http://www.parents.ru/article/rebenok-poshel-vdetskij-sad/

Адаптация к детскому саду в сентябре

Если ребенок пошел в детский сад в сентябре, происходит адаптация– это период, когда ребенок приспосабливается к новым условиям: каждодневному посещению детского садика.

Считается, что период адаптации может длиться у ребенка около месяца. В этот период рекомендуется оставлять ребенка в саду неполный день и не делать прививок.

Именно в период первого месяца посещения детского сада многие дети (около 90%) заболевают ОРВИ. Если ребенок пошел в детский сад в сентябре, то по прошествии месяца ребенок уже адаптировался к посещению детского сада. Но период адаптации у всех детей разный: кто-то привыкает к новым условиям быстрее, кто-то дольше, кто-то вообще не может приспособиться к новой обстановке, а некоторые дети так часто болеют, что мамам приходится сидеть с ними дома или искать няню.

Адаптируясь к детскому саду, ребенок переживает стресс. Совершенно неожиданно он оказывается в незнакомой обстановке, среди незнакомых ребят и взрослых теть-воспитательниц. Отсутствие мамы под боком – главный стрессовый фактор, особенно если раньше малыш с мамой не расставался на долгое время. Чем меньше лет ребенку, тем труднее для его понимания, куда и почему уходит мама, оставляя его с чужими людьми. Ну а так как другого выхода нет, малышу приходится привыкать к новым условиям.

Адаптация происходит не моментально, а потому ребенок длительное время находится в состоянии стресса, который оказывает влияние на весь организм, особенно сильно воздействуя на слабые места. Поэтому первые месяцы о себе могут заявить хронические заболевания.

Но у ребенка также значительно увеличивается круг общения: он находится в коллективе 20-30 сверстников и нескольких воспитателей. У каждого члена коллектива своя микрофлора, которая может вызвать заболевания в ослабленном от стресса организме ребенка, еще не выработавшего иммунитет к этим микробам. Например, невылеченный насморк у кого-то из детей может привести к вспышке ОРЗ в только недавно сформированной группе.

Кроме того, нередкими бывают также переохлаждение, перегревание, отказ от еды и сна в детском саду – это также влияет на появление простудных заболеваний у ребенка.

Когда лучше отдать ребенка в сад

В настоящее время детей отдают в садик обычно в возрасте от 1,5 до 4 лет. Трудно четко определить возраст, когда ребенку лучше пойти в сад, ведь это все очень индивидуально. Известно, что лучше всего отдать малыша в сад до 5-6 лет, чтоб он успел адаптироваться и приспособиться к коллективу, получил навыки общения с ровесниками, что не может получить от родителей.

Ребенок до 1 года пошел в детский сад

  • Ребенку легче приспособиться, ведь у него еще нет такой сильной привязанности к папе с мамой, поэтому он быстрее привыкнет к новым условиям, к новому коллективу; это в свою очередь облегчит адаптацию к новой обстановке, которая может возникнуть в его жизни в дальнейшем.
  • ребенок может оказаться неспособным привязаться эмоционально на длительное время к родителям, а потом и к жене, детям.
  • поскольку в этом возрасте посещение садика может совпасть с окончанием грудного вскармливания, а иммунитет еще не сформирован, ребенок может часто болеть в первый год.

Ребенок пошел в детский сад в 2-3 года

На данный момент очень многие родители отдают детей в сад именно в этом возрасте, но как раз этот период считается психологически сложным для малыша. Приводим некоторые особенности адаптации ребенка к детскому саду в этом возрасте:

  • малыш практически не нуждается в общении с ровесниками, ему вполне хватает общения с родителями;
  • дети в этом возрасте особенно нуждаются в любви и внимании со стороны родителей;
  • малыши пугаются незнакомых и малознакомых людей, новых условий;
  • для мальчиков младше 3-х очень важно поддерживать эмоциональную связь с мамой.

Также есть и некоторые преимущества, если ребенок пошел в детский сад в сентябре в возрасте 2-3-х лет:

  • у малышей в таком возрасте более развита иммунная система и они гораздо в меньшей степени болеют простудными заболеваниям;
  • дети в этом возрасте обычно в некоторой степени более самостоятельны, чем малыши ясельного возраста, что очень хорошо для самого ребенка.

Ребенок пошел в детский сад в возрасте 3-х лет

  • Детям необходимо общение с ровесниками, взрослыми;
  • у детей этого возраста уже почти отсутствует страх, который вызывают незнакомые люди и новая обстановка;
  • дети могут хотя бы на базовом уровне сами себя обслуживать;
  • довольно хорошо развит иммунитет.

Психологами отмечено, что лучше всего девочек отдавать в садик с 3-х лет, а мальчиков – с 3,5. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален и поэтому наилучший период для посещения садика для каждого свой.

Правила адаптации ребенка в детском саду

Основные рекомендации:

  1. До того, как ребенок начал ходить в садик, нужно его по возможности научить самым основным пунктам самообслуживания, тогда ему значительно легче будет адаптироваться. Например, облегчит привыкание к садику умение пить из чашки и есть ложкой. Тогда малыш не будет капризничать и ждать, когда его покормят или начнут развлекать, как дома, а спокойно поест сам.
  2. Если ребенок умеет сам одеваться, тогда ему не придется ждать своей очереди, чтоб его раздела или одела воспитательница.
  3. Если ребенок может сам садится на горшок или хотя бы просится, тогда вовсе не нужно будет ждать помощи воспитательницы или ходить в мокрых штанах.
  4. Хорошо, если ребенок умеет членораздельно и внятно разговаривать, тогда ему значительно легче будет найти общий язык с воспитательницей и сверстниками, выражать свои мысли, желания, просьбы.
  5. Желательно чаще гулять с ребенком на детских площадках, чтоб он учился ладить, общаться с детьми. Можно даже заглянуть на территорию садика, попытаться объяснить ребенку, что в скором времени он будет сюда ходить, рассказать, чем здесь занимаются. Желательно прийти в садик вечером, чтоб малыш увидел, что детей забирают родители.
  6. Желательно подстроить хотя бы примерно режим ребенка под расписание садика.
  7. Очень хорошо, если, ознакомившись с меню садика, вы приучите ребенка к такому рациону питания.
  8. Прежде, чем отвести ребенка в сад, нужно укрепить его здоровье. Обеспечить ему полноценное питание, содержащее достаточно полезных веществ и витаминов: все это укрепляет иммунитет. Именно поэтому ребенок обязательно должен есть рыбу, мясо, молочные продукты, яйца, овощи и фрукты, масло.
  9. Если ребенок пойдет в детский сад в сентябре, то летом лучше всего закаляться: гулять на свежем воздухе, ходить босиком, купаться в водоемах.
  10. Когда ребенок идет в детский сад впервые, он должен быть полностью здоров, а его хронические заболевания – в ремиссии.
  11. Конечно, лучше, если ребенок пойдет в садик в летние месяцы, когда погода еще стабильная и не начался сезон ОРЗ. Тогда ребенку будет легче приспособиться к садику и не заболеть.
  12. Не стоит забывать, что первое время нужно забирать ребенка до дневного сна в саду, иначе вы существенно увеличиваете риск срыва адаптации и возможность заболеть.

Легкая адаптация

  • 3-4 дня прогулки в детском коллективе;
  • 3-4 дня поход в садик до обеда с мамой;
  • около недели в садике до обеда;
  • еще неделя, когда ребенок остается на дневной сон в садике;
  • наконец, полный день в садике.

Если ребенок тяжело привыкает, то необходимо продлить срок адаптации.

Тяжелая адаптация

Тогда лучше, чтобы ребенок побыл дома около года, чтобы укрепить его иммунитет, оздоровится и с новыми силами вернуться в садик.

В период адаптации нельзя:

  • пугать и наказывать малыша садиком;
  • плохо отзываться о воспитателях в присутствии ребенка;
  • учить чему-то плохому, отучивать, объяснять новые обязанности;
  • кардинально изменять режим дня по выходным, праздникам или во время болезни.

Причины “популярности” простудных заболеваний в детском саду

После появления на свет, младенец становится подверженным заражению разными вирусами и инфекциями. Иммунитет ребенка еще полностью несформированный. От некоторых патологий его защищают путем прививания.

Устойчивость к ряду болезней у малыша вырабатывается постепенно. В окружающем мире существует множество вирусов.

Ученые насчитывают более двух сотен микроорганизмов, которые способны провоцировать ОРВИ. Пока малыш не познакомится хотя бы с 50 самыми распространенными типами патогенов, он будет часто болеть. Распространяются патогены воздушно-капельным и бытовым путями, поэтому заразиться ими в дошкольном учебном заведении очень легко.

Некоторые из причин, почему дети часто болеют в детском саду, приведены ниже:

  • физиологические. Не зрелая иммунная система. Новый микроклимат;
  • состояние первичного иммунодефицита (например, СПИД);
  • вторичный иммунодефицит. Может быть обусловлен неправильным питанием, адинамией, недостатком витаминов и минералов, нарушением кишечной микрофлоры вследствие длительного использования антибиотиков. Посещение ребенком детского сада, когда он еще не полностью выздоровел;
  • недостаточный отдых;
  • наличие хронических заболеваний. В период обострения патологий – защитные силы снижаются;
  • стресс. Смена места нахождения, для ребенка связана с определенными психоэмоциональными переживаниями. На фоне стресса иммунитет ослабевает. После адаптации к новым условиям защитные силы восстанавливаются;
  • плохие условия жизни ребенка. Если малыш растет в неблагополучной семье, где родители выпивают, часто ругаются, не занимаются им, то иммунитет у него будет слабым.

Иногда, частая болезненность малыша – следствие безответственного отношения родителей. Нередко матери и отцы отправляют в садик ребенка с признаками простуды, ОРВИ. В коллективе вирус распространяется очень быстро. Это приводит к заражению большого количества детей.

Иногда частая болезненность обусловлена несоблюдением персоналом детского садика, ряда правил:

  • отсутствуют увлажнители, гигрометры. При наличии сухого воздуха патогены размножаются быстрее;
  • не проветривается должным образом помещение (особенно в зимний период). В душной комнате вирусы становятся более активными;
  • воспитатели плохо следят за тем, чтобы дети мыли руки после улицы, перед едой.

Известный детский доктор Комаровский видит основную причину частой болезненности ребенка в садике – в залеченности. Многие родители в целях профилактики дают различные медикаменты, которые мешают иммунитету бороться с патологией естественным путем, нарушают микрофлору кишечника.

Слишком заботливые матери оберегают младенца от ветра, холода, контакта со сверстниками. Это приводит к тому, что защитные силы малыша формируются слабые. Попадая в детский садик, ребенок сталкивается с большим количеством вирусов и бактерий, и сразу заболевает.

В первый год посещения детского сада более 50% детей постоянно заражаются вирусами, бактериями. Ко второму году заболеваемость сокращается до 20%, а к третьему – до 10%. При этом более 90% детских патологий связано с вирусами.

Ребенок болеет постоянно: когда стоит волноваться?

Когда малыш после оформления в детский сад начинает часто болеть, это является естественным процессом. Находясь в новой среде, он сталкивается с неизвестными организму вирусами и бактериями. Заражаясь этими патогенами, начинают вырабатываться антитела.

Перенесенные заболевания способствуют укреплению иммунитета. В норме, за все время учебного года в садике, ребенок болеет до 10 раз. Если малыш болеет больше 11 раз, то это повод родителям для беспокойства.

Такого ребенка нужно показать педиатру. Главной целью является укрепление защитных сил и снижение частоты заболеваемости. Врач осмотрит и обследует ребенка, порекомендует варианты решения проблемы. Если родители заметили, что малыш стал часто болеть в садике, им необходимо внимательно проследить за протеканием патологии.

При постоянном обострении простуды и вирусных инфекций, период выздоровления увеличивается. Если раньше ребенок полностью избавлялся от болезни за неделю, то теперь ему может потребоваться около 14-15 дней.

Опасность подобного состояния в том, что могут возникать осложнения. В ряде случаев патология хронизируется. Тогда симптомы заболевания будут сопровождать ребенка на протяжении всей жизни. Например, острый бронхит может перейти в хронический.

Что делать, чтобы малыш ходил в садик и не болел?

Многие родители интересуются, что делать, если ребенок часто болеет в садике. Есть несколько способов решения такой проблемы. Например, можно использовать медикаменты, которые стимулируют защитные силы организма.

К препаратам, которые разрешено давать малышам, принадлежат:

  • Виферон. Средство подходит для детей с первых дней жизни. Оно предупреждает возникновение вирусных и инфекционных болезней, а также применяется для их лечения;
  • Эхинацея. Это натуральный и достаточно действенный препарат. Выпускается в виде настойки и таблеток;
  • Анаферон. Его используют для повышения защитных сил в период острых респираторных и инфекционных болезней. Подходит для детей с месячного возраста;
  • Иммунал. Такой препарат обычно применяют после перенесенной вирусной патологии для укрепления иммунитета и ускорения реабилитации;
  • Циклоферон. Предназначен для малышей старше четырехлетнего возраста. Подходит в качестве профилактики ОРВИ. Его следует использовать с осторожностью, если у малыша имеются патологии желудка или кишечника;
  • витаминные комплексы. Обычно педиатры рекомендуют давать малышам Алфавит, Пиковит, Киндер Биовиталь, Витрум Бэби. Эти препараты восполняют дефицит витаминных веществ и укрепляют защитные силы организма.

Препарат для повышения защитных сил, должен подбирать исключительно детский иммунолог. Специалистом рассчитывается дозировка, схема, длительность приема лекарства и целесообразность такой терапии.

Капли и таблетки Анаферон

Педиатры советуют отдавать ребенка в детский сад в определенном возрасте: после трех месяцев либо четырех лет. В первом случае организм малыша не успеет привыкнуть к домашнему микроклимату и будет активно сопротивляться вирусам и бактериями, обитающим в окружающей среде.

У детей после шести лет иммунитет становится более крепким. Поэтому в таком возрасте они меньше болеют при воздействии внешних неблагоприятных факторов.

Как повысить иммунитет без лекарств?

Прежде чем повышать иммунитет медикаментозными средствами, стоит попытаться его укрепить естественным путем. Для этого следует пересмотреть питание, образ жизни ребенка.

Специалисты дают такие рекомендации:

  • создать в доме оптимальный микроклимат. Наилучший показатель влажности составляет 50-70%. Родителям стоит приобрести увлажнитель воздуха либо аквариум с рыбками. Более экономичным способом организовать хороший микроклимат является развешивание влажных полотенец. Оптимальная температура воздуха – 18-20 градусов;
  • регулярно убирать комнату в которой живет ребенок. Не должно быть пыли и грязи. Полезно делать влажную уборку, очищать мягкие игрушки;
  • дважды в день проветривать помещение;
  • обеспечить малышу полноценный и здоровый сон;
  • одевать ребенка на улицу соответственно погодным условиям;
  • регулярно стирать пижаму, постельное белье и одежду специальным детским порошком;
  • обеспечить обильное питье. Следует отдавать предпочтение чаю, натуральным сокам, негазированной минеральной воде, компотам и морсам. Чтобы узнать оптимальное суточное количество жидкости для ребенка, необходимо умножить его вес на 30;
  • не перекармливать малыша;
  • закаливать младенца. Полезны солнечные и воздушные ванны. Хорошо укрепляет иммунитет обливание холодной водой и контрастный душ;
  • ежедневно гулять с ребенком на улице;
  • кормить здоровой пищей, богатой на витамины и минералы;
  • обеспечить физическую активность. Полезно записать ребенка в спортивный кружок (на плавание, фигурное катание, велоспорт).

Группа ЧБД в детском саду. Что за зверь?

Я кое что нашла

Выделение часто болеющих детей в отдельные группы дает возможность целенаправленно, комплексно и планово проводить оздоровительные и противоэпидемические мероприятия. Кроме того, это позволяет уменьшать опасность перекрестного инфицирования в коллективе, количество детей в оздоровительной группе не должно превышать предусмотренных норм: для ясельной группы — 20 детей, для дошкольной — 25. Оздоровление в специализированных группах осуществляется в течение года.
В организации оздоровления часто болеющих детей ведущая роль принадлежит детской поликлинике. Заведующий дошкольно-школьным отделением территориальной поликлиники направляет и контролирует работу оздоровительных групп: отбор детей, качество врачебного наблюдения, проведение лечебно-профилактических мероприятий и эффективность оздоровления.
Оздоровительные группы в ведомственных яслях-садах формируют из часто болеющих детей, посещающих дошкольные учреждения того же ведомства. Отбор детей проводится комиссионно в поликлинике по месту жительства в период перераспределения детей по группам после выпуска в школу.
Перед направлением в оздоровительную группу детей осматривает участковый педиатр, отоларинголог и по показаниям — аллерголог и другие специалисты, проводятся лабораторные исследования (общий анализ крови, мочи, кал на яйца глистов).
На каждого часто болеющего ребенка участковый педиатр составляет выписку из истории развития (Приложение 4) с перечнем перенесенных заболеваний. По этим документам комиссия решает вопрос о направлении детей в оздоровительную группу, об оставлении в этой группе некоторых детей на второй год и дает рекомендации по их оздоровлению. Документы на детей, отобранных комиссией, сразу передаются врачу, обслуживающему оздоровительную группу (через родителей), а детей переводят обычно в оздоровительную группу в августе.
Врачи яслей-садов, из которых переводят часто болеющих детей в оздоровительные группы, составляют подробный эпикриз, в котором дается оценка состояния здоровья, физического, нервно-психического развития, а также рекомендации по оздоровлению. История развития с медсестрой направляется врачу оздоровительной группы, а через год ребенок вместе с историей развития возвращается в прежний ясли-сад.
Врач яслей-сада, обслуживающий оздоровительную группу, для каждого часто болеющего ребенка составляет план оздоровления на год с учетом рекомендаций участкового педиатра, врачей узких специальностей, комиссии и врача яслей-сада, направляющего ребенка.

Примерная схема плана приведена в Приложении 5.
В яслях-садах, где функционируют оздоровительные группы для часто болеющих детей, необходимо организовать физиотерапевтический кабинет. Во-первых, этим достигается полный охват оздоровлением нуждающихся. Во-вторых, у родителей отпадает необходимость тратить время на посещение поликлиники. И, наконец, дети практически без ущерба режиму дня имеют возможность получить необходимые физиопроцедуры.
На выделенные предприятием средства приобретается следующая физиоаппаратура: тубусный кварц, УВЧ, гальванический аппарат, «маячный» кварц для группового облучения, ингалятор (аэрозольный, паровой), лампа «Соллюкс», аппарат «Здоровье» для приготовления кислородных коктейлей и др.
Установка и эксплуатация аппаратуры должна проводиться только после разрешения и под контролем специалистов управления «Медтехника».
Для работы на физиотерапевтической аппаратуре и проведения других оздоровительных мероприятий за счет средств предприятия выделяется дополнительная должность медицинской сестры из расчета 0,5 ставки на 1 оздоровительную группу. Эта медсестра специально обучается работе с физиоаппаратурой, приемам массажа и лечебной физкультуры на базе физиотерапевтических кабинетов ЛФК территориальных поликлиник и больниц.
Пребывание часто болеющих детей в оздоровительных группах яслей-садов целесообразно удлинить до 19 часов вечера. За счет этого выделяется время на проведение медицинских процедур, комплексов массажа и гимнастики, игр на свежем воздухе, а также дополнительного приема пищи — ужина.

Источник: https://www.stranamam.ru/post/7429038/

Проблема детского здоровья всегда является приоритетной. Термин «ЧБД» или «часто болеющий ребенок» знаком не только педиатрам и педагогам, но и большинству родителей. По последним данным, каждый четвертый дошкольник в нашей стране относится к этой категории.

ЧБД в детском саду: проблематика и особенности

Несмотря на то, что термин получил широкое распространение, ЧБД — это не диагноз. В отечественной педиатрии определение «часто болеющие дети» относится к группе, находящейся на учете в диспансере. Это дошкольники, у которых инфекционные заболевания возникают чаще, чем у сверстников и протекают тяжелее.

Особенности и риски ЧБД в детском саду

Простудные заболевания — это необходимое условие для тренировки иммунитета, но частые ОРВ, а также самолечение наносят значительный вред организму и не проходят без последствий.

Возможные последствия и риски для ЧБД:

  • патологии в развитии тканей и внутренних органов;
  • нарушения в работе вегетативной нервной системы;
  • отставания в физическом развитии;
  • постоянное применение антибиотиков и противовирусных препаратов снижает естественный иммунитет;
  • возникают сложности с социальной адаптацией ребенка с ЧБД в школе.

Кроме того, частые ОРВИ вынуждают родителей постоянно находиться на больничном, что негативно сказывается на финансовом состоянии всей семьи.

Основания для включения в группу ЧБД

Часто ли болеют дети в детском саду? Это вопрос, который волнует всех молодых родителей, которые отдают своего малыша в детский сад. Понятие нормы в данном случае весьма относительное. Критерии, по которым дошкольника могут отнести в группу часто болеющих детей (ЧБД), были разработаны еще в 1989 году и во многом уже утратили свою актуальность.

На тот момент были приняты следующие показатели частоты респираторных заболеваний для включения в группу ЧБД:

Возраст, годКоличество ОРЗ в год
до года≥4
1-3≥6
4-5≥5
от 5≥4

Однако, для того, чтобы он относился к ЧБД, одного количества респираторных заболеваний недостаточно. Помимо этого учитываются:

  • продолжительность болезни,
  • тяжесть,
  • наличие осложнений,
  • зависимость от сезона (ЧБД болеют в течение всего года).

Но это актуально только для отечественной педиатрии. В европейских и западных странах 10-12 ОРЗ за год считается нормой (для ребенка, который посещает детский сад). При превышении этих показателей применяется термин «дети с рекуррентными респираторными заболеваниями».

Так как термин не относится к диагнозам, то такого понятия «часто болеющий ребенок» по МКБ 10 не существует. В соответствии с принятой классификацией, часто болеющие дети относятся ко 2 группе здоровья. Группа здоровья — это термин, используемый для комплексной оценки состояния ребенка, уровня его физического и нервно-психического развития.

Справка: только один из десяти детей в детском саду относится к первой группе здоровья (абсолютно здоров).

Вторая группа здоровья для часто болеющих детей (ЧБД)предполагает, что ребенок в целом здоров, но имеет небольшие проблемы и низкую сопротивляемость вирусным инфекциям.

Классификация ЧБД

Доктор медицинских наук, педиатр Макарова З.С. в 2001 году предложила развернутую классификацию группы часто болеющих детей дошкольного возраста. Она предлагает рассматривать каждый случай ЧБД в детском саду индивидуально, с учетом наследственности, состояние нервной системы, особенностей проявления заболеваний.

В зависимости от причинных факторов Макарова выделяет две подгруппы ЧБД: истинно и условно часто болеющих.

ХарактеритикаУсловные ЧБДИстинно ЧБД
Особенности
  • заболевания протекают легко и быстро,
  • при благоприятных условиях через год пребывания в детском саду организм адаптируется, и ребенок возвращается к своим возрастным нормам,
  • отсутствуют факторы риска и патологии
  • заболевания проходят тяжело, с осложнениями, для лечения требуется применение антибиотиков,
  • присутствуют наследственные факторы,
  • есть поражения ЦНС, полученные в перинатальном периоде
ПричиныПодверженность частым заболеваниям связана с переменами в образе жизни (начало посещения детского сада или школы, переезд).Могут быть как медико-биологическими, так и социальными

Условно часто болеющие дети в садике — самая многочисленная подгруппа. До 85% детей, посещающих детский сад и часто подверженных респираторным заболеваниям, относятся к этой категории. Причины две: становление иммунитета и психологический стресс. Ребенок попадает в новую обстановку, круг его общения значительно увеличивается. Все это приводит к тому, что иммунитет сталкивается с до сих пор незнакомыми ему инфекциями, а психика испытывает серьезную нагрузку.

Все, что надо делать с часто болеющими детьми этого типа, — это набраться терпения. А также признать, что это естественный этап, совершенно необходимый для дальнейшего крепкого здоровья.

В свою очередь, истинно ЧБД бывают трех типов, в зависимости от характера проявления и течение ОРВИ:

  • соматический тип (высокая температура, осложнения со стороны нижних дыхательных путей, длительный кашель, плохо поддающийся лечению);
  • оториноларингологический (температура не поднимается выше 38°С, осложнения со стороны верхних дыхательных путей, продолжительный насморк);
  • смешанный тип (симптоматика двух предыдущих типов).

Определение типа ЧБД необходимо для эффективного лечения и рекомендаций по профилактике для родителей часто болеющих детей.

Часто болеющие дети (ЧБД) в детском саду: причины

Причин, почему в детском саду дети часто болеют много. Их обычно делят на две большие группы: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

Причины, почему ребенок часто болеет в детском саду:

ЭкзогенныеЭндогенные
  • увеличение числа контактов с носителями вирусов,
  • ранний возраст (посещение детского сада до 3-х лет),
  • неблагоприятные условия проживания,
  • несоблюдение температурного режима и уровня влажности в помещении,
  • члены семьи являются носителями хронических инфекционных заболеваний,
  • частое применение антибактериальной терапии при лечении,
  • экологический фактор (наличие вредных элементов в воздухе, воде)
  • осложнения в период внутриутробного развития,
  • нарушения в работе НС (чаще вегетативной),
  • предрасположенность к аллергическим реакциям и диатезу,
  • дисплазия соединительной ткани,
  • дисбактериоз (слизистых, кожи, кишечника),
  • инфекционные поражения слизистой носоглотки,
  • патологии наследственного (генетического) характера

Справка: специалисты насчитывают более 60 факторов, которые приводят к тому, что ребенок очень часто болеет в детском саду.

ЧБД в детском саду, как правило, с возрастом становятся менее восприимчивыми к ОРЗ. Однако опасность заключается в том, что причина ОРЗ у часто болеющего ребенка может быть гораздо серьезнее. Нередко из-за распространенности ЧБД хронические патологии (бронхиальная астма, муковисцидоз, иммунодефицит) долгое время остаются не диагностированными. Именно поэтому все ЧБД должны проходить комплексное обследование на выявление причин.

Перинатальные и наследственные причины ЧБД

Исследования особенностей перинатального и наследственного фактора и их роль в частоте респираторных заболеваний велись давно. Особый интерес вызывает исследование, проведенное в 2015-2016 гг. педиатрами Левчиным А.М, Лебеденко А.А и Порутчиковой Ю.А.. В результате анализа семейного и перинатального анамнеза у 240 детей в возрасте от 2 до 4 лет выявлены следующие закономерности:

Фактор Процент ЧБД,у которых фиксировался данный фактор
Перинатальный анамнезГестозы (ранние или поздние)73%
Анемия48%
Кесарево38%
TORCH-инфекции29%
ОРВИ25%
Употребление спиртных напитков19%
Курение18%
Семейный анамнезХронические инфекции носоглотки и уха у родственников56%
Хронические заболевания органов дыхания у близких родственников54%
Аллергии у родственников47%

Как становится ясно из результатов исследования, основной причинный фактор — возникновение гестоза во время беременности и наследственность.

Социально-гигиенический и бытовой фактор ЧБД

Исследователями ЧБД была выявлена взаимосвязь между бытовыми, социально-гигиеническими условиями и частотой ОРВ у дошкольников. Неудовлетворительные жилищные условия, неполноценность рациона и наличие курильщиков в семье — факторы, значительно влияющие на здоровье и подверженность респираторных заболеваниям.

Факторы риска, в порядке убывающей значимости (с учетом перинатальных, наследственных и социально-бытовых):

  • перенесенное ОРВИ в первый год жизни,
  • курильщик в семье,
  • патология носоглотки,
  • гестоз у матери во время беременности,
  • патологии лимфатической системы,
  • дисфункции желчного пузыря и протока,
  • искусственное вскармливание,
  • хронические заболевания органов дыхания у родственников,
  • регулярное использование общественного транспорта,
  • анемия у беременной матери,
  • неполноценное питание ребенка.

Скрининговую оценку предикторов можно сделать после полного анализа условий, физического состояние и перинатального анамнеза.

Важно! Только на основе полноценного скрининга могут быть сформированы рекомендации для часто болеющих детей.

ЧБД в детском саду: рекомендации родителям

Проблеме профилактики часто болеющих детей в ДОУ уделено много внимания. Важно понимать, что большинство из них ориентировано на условных ЧБД. Клинические рекомендации для истинно часто болеющих детей значительно отличаются и требуют постоянного наблюдения у специалиста.

Ребенок, который часто болеет в детском саду, по Комаровскому Е.С. не нуждается в каком-либо особом лечении или закаливании. Все, что требуется от родителей, это:

  • одевать его соответственно погоде,
  • чаще гулять на свежем воздухе,
  • при болезни давать много питья,
  • соблюдать в комнате и детском саду температурный режим в пределах 18-20°С,
  • поддерживать влажность в 50-70%.

Поддержание постоянной прохладной температуры и высокой влажности в доме и детском саду, по мнению Комаровского, — гарант крепкого здоровья для дошкольника.

Другие педиатры советуют добавить в профилактическую работу с часто болеющими детьми в ДОУ следующие меры:

  • соблюдение режима дня (неизменный распорядок для ЧБД в ДОУ и дома очень важен для здоровья нервной системы);
  • разнообразное, полноценное питание;
  • закаливание (по согласованию с врачом и при отсутствии противопоказаний);
  • физические нагрузки;
  • массаж;
  • своевременно проставленные прививки;
  • исключение ранней социализации;
  • поддержание психологического комфорта в семье и детском саду,
  • регулярное наблюдение у врача.

Вопрос о назначении иммуномодуляторов решается только врачом в индивидуальном порядке. Самостоятельный прием по советам знакомых или родственников недопустим! Препараты подобного типа оказывают сильное влияние на формирование иммунной системы и по степени воздействия не менее опасны, чем антибиотики.

Источник: https://onlymama.ru/drugie-narusheniya/chasto-boleyushhie-deti-v-detskom-sadu/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *