Этот пальчик дедушка

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский :

Все мы с детства помним игры-разминки «Сорока белобока, кашку варила, деточек кормила….», «Ладушки-ладушки, где жили? – у бабушки….», которые способствовали нашему развитию памяти, двигательной активности, речи, и т.д.
Сегодня в силу технического прогресса и расширения границ материального мира дети всё меньше слышат живую речь, обращенную к ним, она заменяется мультфильмами, играми на планшетах или игрой с самим собой и своими игрушками. Именно поэтому темп развития речи и такой двигательной активности как мелкая и крупная моторика не всегда набирает свои обороты.
Эти два процесса тесно взаимосвязаны, т.к. проекция кисти рук занимает третью часть коры головного мозга, и оказывают влияние на такие сферы познавательной деятельности, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление.
Развитие навыков моторики — это одно из первых достижений Вашего малыша, формирующееся еще в младенческом возрасте. Сначала малыш знакомится со своими маленькими ладошками, внимательно изучая их, потом учиться ими управлять, сжимает и разжимает пальчики, удерживает предмет несколько секунд, хватая маму за волосы или натягивая на себя простынку, затем развивается манипулирование с предметами, которое позволяет перекладывать предметы из одной руки в другую, дотягиваться до них, придавая уже определенный смысл своим действиям.
Огромными помощниками в развития моторики маленьких ручек являются пальчиковые игры, которые всегда вызывают радость, особенно тогда, когда малыш слышит знакомые стишки и повторяет уже понятные ему движения. В этот момент ребенок ощущает свой успех, гордится этим и делится с Вами своим хорошем настроением. Во время игры слова необходимо произносить выразительно и четко, синхронно повторяя движения, выдерживая необходимые паузы и находясь в беспрерывном контакте со своим малышом. И самое главное – детские достижения поощряйте словами, нежностями и своей улыбкой.
Предлагаю Вашему вниманию интересную подборку полезных и увлекательных пальчиковых игр, которые не заставят Вас скучать. Данная подборка несет в себе не только пользу развития моторики, но и обучающие элементы счета, окружающего мира, ориентации в пространстве и нравственности.

Стихи для развития мелкой моторики:

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ
(Поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки).
Утром встали пальчики – маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались,
Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
СЕМЬЯ
Этот пальчик — дедушка (большой),
Этот пальчик — бабушка (указательный),
Этот пальчик — папочка (средний),
Этот пальчик — мамочка (безымянный),
Этот пальчик — я (мизинец).
Вот и вся моя семья.&nbsp&nbsp (Хлопать в ладоши).
ДОМИК
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь — звонок! (нажать на носик)
ЧАСЫ
(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки ).
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
КУЛАЧОК
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)
АПЕЛЬСИН
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
&nbsp&nbsp
ПЕРЧАТКА
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши «ковшом»).
Мышат позвала.
(Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
ГОСТИ
К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,&nbsp&nbsp (соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа, (большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
ЗАМОК
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
КАПУСТА
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.
ПОРОСОТЯ
(Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков).
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю («Фонарики»).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние).
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок – лежебока и нахал, (Большие).
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).
ТОРТ
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ
Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке.&nbsp&nbsp На слова «гулять» — отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку.
Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.
ГОРШОК
Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
ДОМИК
Я гуляю во дворе
(хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)
Вижу домик на горе
(ритмичные хлопки ладошками)
Я по лесенке взберусь&nbsp&nbsp
(раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук!&nbsp&nbsp поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )
КЛЕН
Ветер тихо клён качает,
(пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет:
(качаем ладошками вправо-влево)
Раз – наклон и два – наклон,
(наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён.
(пошевелить пальчиками)
ДНИ НЕДЕЛИ
В понедельник я стирала,
(кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала.
(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач,
(печём «пирожки»)
Весь четверг искала мяч,
(правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла,
(пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила.
(ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.
(машем ладошками к себе)
ДОМ НА ГОРЕ
На горе мы видим дом (составленными под углом ладонями имитируем крышу дома)
Много зелени кругом (разводим руки в стороны, показывая как много зелени)
Вот деревья, вот кусты (соединяем ладони, образуя ими&nbsp&nbsp вытянутый и круглый шарик)
Вот душистые цветы (складываем ладошки в виде чаши)
Окружает все забор (пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (гладим руками воздух)
Мы ворота открываем (соединяем ладони боками и раздвигаем их)
К дому быстро подбегаем (двумя пальцами руки показываем бег)
В дверь стучимся: (стучим кулаком по воздуху или по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (прислушиваемся, приложив ладонь к уху)
В гости к другу мы пришли (пожимаем руку малыша)
И гостинцы принесли (вытягиваем руки вперед, как будто что-то передаем)
ДОМ И ВОРОТА
На полянке дом стоит
(cоединяем кончики пальцев обеих рук ребенка под углом),
Только к дому путь закрыт
(поднимаем большие пальцы малыша вверх, поворачиваем ладони внутренней стороной к себе, пальцы рук остаются соединенными, тем самым мы имитируем ограду),
Мы ворота открываем (разводим ладошки в стороны, параллельно друг другу (открываем ворота)
В гости всех вас приглашаем (опять образуем крышу дома, соединив кончики пальцев под углом)
ТРИ МЕДВЕДЯ
Воспитатель/ мама показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.)
Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.)
Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне груди.)
А сынок – малютка просто. (Ставят руки на пояс.)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил. (Имитируют игру с погремушкой.)
ЕРШИ
(Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)
(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши
Круг постарше, (рисуем большой&nbsp&nbsp круг по часовой стрелке на руке)
круг помладше, (рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке)
круг совсем малыши. (ставим — щекочем точечкой в серединке)
СПОКОЙНОГО СНА!
Этот пальчик хочет спать,&nbsp&nbsp (Загните мизинец.)
Этот пальчик лег в кровать,&nbsp&nbsp (Загните безымянный палец.)
Этот рядом прикорнул,&nbsp&nbsp (Загните средний палец.)
Этот пальчик уж заснул,&nbsp&nbsp (Загните указательный палец.)
А другой давненько спит…&nbsp&nbsp (Загните большой палец.)
Кто у нас еше шумит?&nbsp&nbsp (Погрозите пальчиком другой руки.)
Тише, тише, не шумите, (Прислонить палец к губам)
Пальчики не разбудите!

Источник: http://www.kroha.net/razvitie_rebenka/igri_i_metodiki/motorika_malenkih_ruchek_palchekovue%20igru/

>Электронное образование в Республике Татарстан

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры.

1. «С добрым утром».

С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживать глаза

Вы проснулись? Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него

С добрым утром, ушки! Ладонями поглаживать уши

Вы проснулись? Приложить ладони к ушам как «Чебурашка»

С добрым утром, ручки! Поглаживать то одну, то другую ручки

Вы проснулись? Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки! Поглаживание коленок

Вы проснулись? Потопать ногами

С добрым утром, солнце! Поднять руки вверх, посмотреть на солнце

Мы проснулись! (Посмотреть вверх)

2 «Наша группа».

В нашей группе все друзья,

Самый младший — это я.

Это Маша, это Саша, это Юра, это Даша

Это Петя, это Коля, Это Юля, это Оля,

Это тоже наш друг-

мальчик Павлик тут как тут.

3. «Зайка и ушки»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет

Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед)

4. «Кто приехал?»

Кто приехал? (соприкасаются большие пальцы)

Мы, мы, мы (соприкасаются остальные четыре пальца).

Мама, мама, это ты? (соприкасаются большие пальцы)

Да, да, да (соприкасаются указательные пальцы).

Папа, папа, это ты? (соприкасаются большие пальцы)

Да, да, да (соприкасаются безымянные пальцы).

Ах, сестричка, это ты? (соприкасаются мизинцы)

Да, да, да (соприкасаются мизинцы)

Все мы вместе да, да, да! (соприкасаются все пальцы вместе)

5. «Здравствуй!»

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок.

Мы живем в одном краю.

Я вас всех приветствую.

6. «Гномики» (1 вариант)

Жили-были в домике ,

Маленькие гномики (сжимают и разжимают кулаки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики (загибают пальцы, начиная с большого пальца)

1-2-3-4-5 – стали гномики играть (стучат пальцами по столу, имитируя игру на фортепиано)

7. «Гномики» (2 вариант)

Жили — были гномики (большим и указательным пальцем показываем «маленький»)

В расчудесном домике (кончики пальцев обеих рук соединяются образуя треугольник)

Папа — гном дрова рубил (на ладошку одной руки постукиваем краем ладони другой руки).

Гном — сынок их в дом носил (хватательные движения руками).

Мама — гном суп варила (с двумя ладошками делаем чашку).

Дочка – гном его солила (имитируем сыпку соли с кончиками пальцев).

Гномик бабушка вязала (имитируем вязание на спицах).

Гномик тётушка стирала (потираем ладошки друг о друга)

Дед — окошко открывал, всех знакомых в гости звал (ладошки направлены напротив друг другу, соприкасаются кончики только средних пальцев, большие пальчики растопырены).

8. «Гномики» (3 вариант)

Жили-были в домике,

Маленькие гномики (сжимают и разжимают кулаки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики (загибают пальцы, начиная с большого пальца)

1-2-3-4-5 – стали гномики стирать (Трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки, Пики – платочки,

Лики – штанишки, Чики — носочки,

Мики умница был, всем водичку носил (Загибают пальцы, начиная с большого)

9. «Встреча друзей»

Встретились две собачки, поздоровались «гав-гав»

Встретились 2 коровы и поздоровались: му-у – му-у.

Встретились 2 лошадки и поздоровались: иго-го — иго-го.

Встретились 2 кошки и поздоровались: – мяу-мяу-мяу.

Встретились 2 курочки и поздоровались: — ко-ко-ко.

10. “Умные пальчики”.

Этот ест,

Этот пьёт,

Этот песенки поёт,

Этот любит погулять,

Этот любит рисовать.

Вместе пальчики мои

Будут весело играть! (Пальцы правой руки поочередно держат за кончики пальцев левой руки. В конце делаем “фонарики” кистями рук).

11. «Моя семья» (1 вариант) (разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом).

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я!

Вот и вся моя семья!

(Дети подражают воспитателю)

12. «Моя семья» (2 вариант).

1,2,3,4 (хлопаем)

Кто живет в моей квартире? (разводим руками в стороны, пожимаем плечами).

1,2,3,4 (хлопаем)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестра,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я (поглаживаем все пальцы по очереди)

Вот и вся моя семья! (поднимаем ладошки с растопыренными пальчиками и показываем).

13. Игра «Пальчики поздоровались».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики (пальчики сжимаются в замок).

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики (пальцы разжимаются).

Раз – два – три – четыре – пять (пальцы поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца).

Начинай играть опять.

14. «Шалун»

Наша Маша кашу варила,

Кашу варила, деток кормила. (Указательным пальцем правой руки водим по левой руке)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала (поочередно сгибаем 4 пальца)

А этому не дала (встряхиваем за мизинец).

Он много шалил.

И тарелку разбил (хлопаем по коленям обеими ладошками).

15. «Как живешь?»

— Как живешь? — Вот так! (показывают «во» двумя руками)

— А плывешь? — Вот так? (руками имитируют плавание)

— Как бежишь? — Вот так? (бег на месте)

— Вдаль глядишь? — Вот так! (поочередно руки прикладывают ко лбу)

— Машешь вслед? — Вот так! (машем руками)

— Ночью спишь? — Вот так! (ладони под голову)

— А шалишь? — Вот так! (кулачками хлопаем по надутым щекам)

16. Игра «На столе стоит чайник».

1,2,3,4,5,6,7,8 (хлопают в ладоши)

На столе (руками показываем на воздухе стол)

Стоит чайник (указательным пальцем правой руки показываем круг)

На чайнике крышка (указательным пальцем правой руки показываем полукруг)

Из дырочки пар (указательным пальцем правой руки делаем зигзагообразные движения снизу-вверх)

Пар из дырочки (зигзагообразные движения снизу-вверх)

Дырочка на крышке (имитируют крышку)

Чайник на столе (показывают круг)

Стол стоит на полу (показываем руками стол и топают ногами).

17. «Чай»

У меня есть чашка

И чайник заварной.

Вот чай налили в чашку

Попейте чай со мной.

18. Этот пальчик.

Этот пальчик — хочет спать

Этот пальчик лег в кровать

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уже спит.

Остался один большой палец. Обращаясь к нему, педагог говорит:

Тише пальчик не шуми.

Братиков не разбуди.

После небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руку

Встали пальчики. Ура!

На занятие нам пора.

19. «Котята»

Складываем ладошки, пальцы прижимаем друг к другу. Локти упираются о стол:

У кошечки нашей

Есть десять котят (покачиваем руками, не разъединяя их),

Сейчас все котята

По парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

Самых красивых (постукиваем соответствующими пальцами друг о друга – от большого к мизинцу).

20. «Да, да, да. Нет, нет, нет»

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да1

Нашей дружбой дорожить

Да-да-да1

Мы научимся играть

Да-да-да1

Другу будем помогать?

Да-да-да1

Друга нужно разозлить?

Нет-нет-нет!

А улыбку подарить?

Да-да-да1

Друга стоит обижать?

Нет-нет-нет!

Чай с друзъями будем пить?

Да-да-да1

Будем крепко мы дружить

Да-да-да1

21. «У Лариски – две редиски»

У Лариски — 2 редиски

(загибаем два пальчика)

У Алешки — две картошки

(загибаем еще 2 пальца)

У Сережки — сорванца —

Два зеленых огурца.

(загибаем пальцы)

У Вовки — две морковки,

Да еще у Петьки —

Две хвостатых редьки.

(загибаем пальчики)

22. «Есть игрушка у меня».

Есть игрушка у меня (хлопают в ладошки)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход

Самосвал, подъемный кран —

Настоящий великан (загибают пальчики на обеих руках).

23. «Мебель».

Это стол, за ним сидят (левая ладонь в кулачке, прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх).

Это стул, на нем сидят (левая ладонь в кулачке, правая открытая -ладошка лежит сверху).

Вот кровать — на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью, одна на другой ).

В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей),

На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам).

24. «Это рука правая»

Это ручка правая,

Это ручка левая,

Будут ручки у меня

Ловкие, умелые.

Посмотри – моя ладошка,

Как веселая гармошка:

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю.

Раз- два-три, раз-два-три,

Я играю, посмотри.

(Дети повторяют движения вместе с воспитателем, повторяют слова, кто как может).

25. «Осенний букет».

Ребята, давайте соберём осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки).

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (зажимать поочерёдно пальцы),

Мы соберём.

Маме осенний

Букет отнесём (сжимать и разжимать кулачки).

26. «Кто живет у нас в квартире»

Кто живет у нас в квартире? (Дети разводят в недоумении руки).

Раз, два, три, четыре,

Будем мы сейчас считать –

Раз, два, три, четыре, пять! (Считают пальцы на обеих руках).

Мама, папа, брат, сестра –

Сосчитаю всех едва! (Руки в кулачках, отгибаем по одному, начиная с «большого»).

Самый главный – это Я, (Показываем «мизинец»).

Вот и вся моя семья. (Сжимаем и разжимаем кулачки).

27. «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять (идут по столу указательными и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями).

Птичек крошками кормили, («крошат» хлеб всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем по ладони)

А ещё в снегу валялись (ладошки кладут на стол то одной, то другой стороной).

Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки).

28. «Люблю по городу шагать»

29. «Дружные пальчики»

Эти пальчики щипают (большими и указательными пальцами щипаем ладонь другой руки)

Эти пальчики гуляют (указательный и средний «идут» по другой руке)

Эти любят поболтать, (средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга «шурша»)

Эти – тихо подремать, (безымянный и мизинец прижимаем к ладони)

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться (крутим большим пальцем вокруг мизинца).

Источник: https://edu.tatar.ru/kukmor/dou4_lejsan/page1270915.htm

Пальчиковая гимнастика имеет важное значение в полноценном развитии вашего ребенка. Для быстрого формирования речевых навыков, когда стимулируются моторные и речевые зоны мозга, именно в этом положительное влияние пальчиковой гимнастики. Наиболее эффективным воздействием для стимулирования этих зон принято считать возраст с самого раннего до 3 лет, время активного формирования речи детей. К трем годам ребенок должен уметь изъясняться фразами, именно поэтому занятия с ребенком необходимо начинать в младенческом возрасте. Не менее важной пальчиковая гимнастика остается и в старшем детсадовском возрасте. На ряду с тем, что продолжает развиваться мелкая моторика пальцев рук, происходит стимуляция развития речи.

Упражнение

«Гномики прачки» — пальчиковая гимнастика, на примере которой есть возможность рассмотреть примерное занятие, проводимое с детьми старшего детсадовского возраста.

Педагог произносит фразы, показывает движения пальцами, дети повторяют упражнения.

Жили-были в домике (показать, как сжимать, разжимать кулачки)

Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Мики (показывая загибание пальцев, считая с большого)

1;2;3;4;5 (разогнуть пальчики, считая с мизинчика)

Стали гномики стирать (показать трение между собой кулачков)

Токи – рубашки, (перечисляются гномики с поочередным загибанием пальчиков, начиная с большого)

Пики — платочки, Лики — штанишки, Чики — носочки,

Мики умница был, он всем воду носил.

После пальчиковой гимнастики желательно провести ориентированное занятие по рисованию (кто лучше нарисует гномика), что очень хорошо развивает воображение, самостоятельность творчества, дети должны сами выбрать цветовое решение и технику исполнения.

В качестве материалов используются: гуашь, акварель, цветные карандаши и фломастеры, восковые мелки, пальчиковые краски.

В качестве техники могут быть традиционные и не традиционные методы. К нетрадиционным методам можно отнести рисование пальчиками и ладошкой, набрызгивание акварели, нанесения изображение с помощью поролона.

После занятия

По окончании занятия проводится обсуждение с детьми рисунков, техники их исполнения, насколько правильно раскрыта тема занятия. Дети рассказывают о том, что нарисовали, делятся впечатлениями о рисунках других детей.

Логопеды советуют пальчиковую гимнастику применять в комплексе с предметной деятельностью, стимулирующей развитие и укрепление мелкой моторики. К предметной деятельности относятся:

  • занятие с застегиванием и расстёгиванием пуговиц;
  • завязывание и развязывание узлов;
  • нанизывание колец на веревку (например, изготовление бус или бисероплетение);
  • составление мозаики;
  • сортирование разноцветных предметов, например бусинок;
  • игра с конструктором;
  • перебирание крупы, зерна.

Пальчиковой гимнастикой родители также могут заниматься и дома и на прогулке, в игровой форме, применяя игрушки, различные бытовые предметы, как-то веревочки, шнурки, клавиатуры, щетки, мячики (тканевые и резиновые), крышечки и пробки, прищепки, апельсины и грецкие орехи, веточки, шишки, листочки. Главное, чтобы предметы были безопасными для здоровья.

Заниматься можно ежедневно, с самого раннего возраста. Занятие занимает около пяти минут и доставляет ребенку большое удовольствие, так как дети очень хотят общаться со взрослыми. С возрастом занятия можно усложнять, делать прикладными, например, изготавливать что-либо своими руками (рукоделие, и кулинария для девочек, радиохобби и изготовление моделей для мальчиков).

Источник: https://gimnastikasport.ru/detskaya/palchikovaja/gnomiki-prachki.html

Картотека по логопедии (младшая группа) на тему: «Массаж с пальчиковыми играми»

«Массаж с пальчиковыми играми»

Семья
Этот пальчик — дедушка.
(можно заменить именами родственников в ласкательной форме)
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
(растопырить ручки малыша или свои)

Наша семья
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.

Белка
Сидит белка на тележке,
(разгибать поочерёдно все пальчики, начиная с большого)
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Пальчики (М. Кольцова)
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
(распрямляем пальчики)
Всем гулять идти пора!
(хлопаем в ладоши)

Мышонок
Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит:
«Ура, все собирайтесь, обедать пора!»

Мизинчик (М. Кольцова)
Мой мизинчик, где ты был?
С безымянным щи варил,
А со средним кашу ел,
С указательным запел.
Указательный на правой
Вёл в поход нас всей оравой.
Средний брат несёт рюкзак.
Безымянный ходит так,
А мизинчик просто пляшет —
Слова лишнего не скажет!

Дружим с пальчиками
Чтоб красиво говорить
(можно делать фонарики)
Надо с пальцами дружить!
(сложить ручки вместе)
Вот — большой,
(показать каждый пальчик или помассировать его)
Вот — это средний,
Безымянный,
И последний —
Наш мизинчик-малышок.
У-у-у — указательный забыли.
Мы рога козы покажем
(изображаем животных на своих пальчиках или у малыша)
И рога оленя даже.
Ушки зайки не забудем,
(помассировать ушки)
Ушками водить мы будем.
(пошевелить ушками)
Чтоб красиво говорить
Надо с пальцами дружить!

Наши пальчики
Этот пальчик — самый большой,
Самый весёлый, самый смешной!
(показываете ребёнку большой палец, очень весело улыбаясь)
Этот пальчик — указательный.
Он солидный и внимательный.
(указываете на что-нибудь указательным пальцем, делая серьёзный вид)
Этот пальчик средний,
Ни первый, ни последний.
(отгибаете средний палец, изобразив недоумение)
Этот пальчик — безымянный,
Он не любит каши манной.
(согните безымянный палец, как будто он не хочет каши; можно громко сказать «Фыр» или «Фу», что очень нравится малышам)
Самый маленький — мизинчик,
(покажите мизинчик или помассируйте его)
Любит бегать в магазинчик!
(оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев; можно побегать своими пальчиками по ладошке малыша)

Кулачок
Раз, два, три, четыре, пять!
(собрать ручку в кулачок)
Вышли пальчики гулять!
(раскрыть кулачок)
Раз, два, три, четыре, пять!
(погладить ладошку)
В домик спрятались опять.
(свернуть в кулачок)
И опять «вышли пальчики гулять».
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик — гриб нашел,
Этот пальчик — чистит стол,
Этот — резал,
Этот — ел.
Ну, а этот лишь глядел!

Кашу варила
Сорока-ворона кашу варила,
(чертим пальцем круги по ладошке; сорока-ворона можно заменить на любое имя)
Деток кормила.
(загибаем пальцы по одному, начиная с мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(подёргать большой палец)
А этому не дала.
(разгибаем пальцы по одному; здесь можно придумывать свои причины, по которым последний пальчик не получил каши)
Он сено не косил,
Корову не доил,
Тесто не месил,
И печку не топил.

Гимнастика для пальчиков

1. КАПИТАН
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук — сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я — отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
2. ДОМИК
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом — шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем — дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом — стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе — тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят —
Угощенье для ребят.
3. ГРОЗА
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
4. БАРАШКИ
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
5. МОЯ СЕМЬЯ
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это — мама,
Это — я,
Это — бабушка моя,
Это — папа,
Это — дед.
И у нас разлада нет.
6. КОШКА И МЫШКА
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает —
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/09/11/massazh-s-palchikovymi-igrami

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *