Файловое дерево 4 класс

Ход урока

I. Актуализация знаний

  • Повторить понятие алгоритма, основные конструкции алгоритмического языка.
  • Уметь разрабатывать математическую модель, алгоритм и блок схему решения задачи.
  • Иметь понятие о языках программирования и их назначении.
  • Уметь работать в среде программирования.
  • Знать структуры программы.
  • Уметь записывать выражения, содержащие числовые и символьные величины.
  • Знать структуры операторов и особенности их работы.
  • Уметь применять операторы при написании программ с линейными и ветвящимися структурами.
  • Уметь на компьютере создавать и запускать программы на отладку.

II. Теоретический материал урока

Большинство практических задач требует многократного повторения одних и тех же действий, т. е. повторного использования одного или нескольких операторов. (Презентация)

Пусть требуется ввести и обработать последовательность чисел. Если чисел всего пять, можно составить линейный алгоритм. Если их тысяча, записать линейный алгоритм можно, но очень утомительно и нерационально. Если количество чисел к моменту разработки алгоритма неизвестно, то линейный алгоритм принципиально невозможен.

Другой пример. Чтобы найти фамилию человека в списке, надо проверить первую фамилию списка, затем вторую, третью и т.д. до тех пор, пока не будет найдена нужная или не будет достигнут конец списка. Преодолеть подобные трудности можно с помощью циклов.

Циклом называется многократно исполняемый участок алгоритма (программы). Соответственно циклический алгоритм — это алгоритм, содержащий циклы.

Различают два типа циклов: с известным числом повторений и с неизвестным числом повторений. При этом в обоих случаях имеется в виду число повторений на стадии разработки алгоритма.

Существует 3 типа циклических структур:

  • Цикл с предусловием;
  • Цикл с послеусловием;
  • Цикл с параметром;

Иначе данные структуры называют циклами типа «Пока», «До», «Для».

Графическая форма записи данных алгоритмических структур:

Цикл с предусловием (иначе цикл пока) имеет вид:

Форматы записи операторов алгоритмаБлок-схемаФорматы записи операторов на Паскале
Пока (условие)
нц
серия команд
кц
while условие do
begin
серия команд;
end;

где

условие – выражение логического типа.

Цикл может не выполняться ни разу, если значение логического выражения сразу же оказывается ложь.

Серия команд, находящихся между begin и end, выполняются до тех пор, пока условие истинно.

Для того чтобы цикл завершился, необходимо, чтобы последовательность инструкций между BEGIN и END изменяла значение переменных, входящих в условие.

Цикл с постусловием (иначе цикл до) имеет вид:

Форматы записи операторов алгоритмаБлок-схемаФорматы записи операторов на Паскале
В алгоритмическом языке нет команды которая могла бы описать данную структуру, но ее можно выразить с помощью других команд (Например, ветвления). repeat серия команд
until условие

где

условие – выражение логического типа.

Обратите внимание:

Последовательность инструкций между repeat и until всегда будет выполнено хотя бы один раз;

Для того чтобы цикл завершился, необходимо, чтобы последовательность операторов между repeat и until изменяла значения переменных, входящих в выражение условие.

Инструкция repeat, как и инструкция while, используется в программе, если надо провести некоторые повторяющиеся вычисления (цикл), однако число повторов заранее не известно и определяется самим ходом вычисления.

Цикл с параметром (иначе цикл для) имеет вид:

Форматы записи операторов алгоритмаБлок-схемаФорматы записи операторов на Паскале
Для i от а до b шаг h
делай
Нц
Серия команд
кц
h = +1
for i:= a to b do
begin
серия команд
end;
h = -1
for i:= b downto a do
begin
Cерия команд;
end;

где

i – параметр цикла;
a – начальное значение цикла;
b – конечное значение цикла;
h – шаг изменения параметра.

Структура данного цикла иначе называют циклом i раз.

Эта команда выполняется таким образом: параметру i присваивается начальное значение а, сравнивается с конечным значением b и, если оно меньше или равно конечному значению b, выполняется серия команд. Параметру присваивается значение предыдущего, увеличенного на величину h – шага изменения параметра и вновь сравнивается с конечным значением b.

На языке программирования Паскаль шаг изменения параметра может быть равным одному или минус одному.

Если между begin и end находится только один оператор, то операторные скобки можно не писать. Это правило работает для цикла типа «Пока» и «Для».

Рассмотрим пример решения задач с использованием данных структур

Пример.

Вычислить произведение чисел от 1 до 5 используя различные варианты цикла

Математическая модель:

Р= 1· 2· 3· 4· 5=120

Составим алгоритм в виде блок-схемы.

Для проверки правильности алгоритма заполним трассировочную таблицу.

ШагОперацияРiПроверка условия
1P:=11
2i:=1;11
3i<=5
P:=P*I
i:=i+1
111<=5, да (истина)
4i<=5
P:=P*I
i:=i+1
222<=5, да (истина)
5i<=5
P:=P*I
i:=i+1
633<=5, да (истина)
6i<=5
P:=P*I
i:=i+1
2444<=5, да (истина)
7i<=5
P:=P*I
i:=i+1
12055<=5, да (истина)
8i<=5
P:=P*I
i:=i+1
6<=5, нет (ложь)

Проверка условия происходит в несколько шагов: проверка условия и выполнение команд на одной из ветвей. Поэтому в трассировочной таблице записываются не команды алгоритма, а отдельные операции, выполняемые компьютером на каждом шаге.

Шаг первый: Р присваивается значение один.

Шаг второй: i присваивается значение один.

Шаг третий: при i равном единице проверяем условие один меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение один умноженное на один, будет два. Для i: один плюс один, будет два.

Шаг четвертый: при i равном двум проверяем условие два меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение 2 умноженное на один, будет 2. Для i: два плюс один, будет три.

Шаг пятый: при i равном трем проверяем условие три меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение два умноженное на три, будет шесть. Для i: три плюс один, будет четыре.

Шаг шестой: при i равном четырем проверяем условие четыре меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение шесть умноженное на четыре, будет двадцать четыре. Для i: четыре плюс один, будет пять.

Шаг седьмой: при i равном пяти проверяем условие пять меньше или равен пяти, да ,условие истинно, значит Р присваивается значение двадцать четыре умноженное на пять, будет сто двадцать. Для i: пять плюс один, будет шесть.

Шаг восьмой: при i равном шести проверяем условие шесть меньше или равен пяти, нет, условие ложно, тогда мы выходим из цикла, а в результате получаем последнее значение равное сто двадцати.

Для цикла с постусловием построим блок-схему и трассировочную таблицу. (слайд16)

В результате получаем последнее значение равное сто двадцати на седьмом шаге

И для Цикла с параметром построим блок-схему и трассировочную таблицу. (слайд17)

В результате получаем последнее значение равное сто двадцати на шестом шаге

Задача:

Вывести на экран числа от 1 до 5 в:

  1. прямом порядке;
  2. обратном порядке.

Математическая модель:

  1. 1 2 3 4 5;
  2. 5 4 3 2 1.

Блок-схема и программа решения задачи представлена для чисел в прямом порядке и обратном порядке.

(слайд 21)

Запишем рассмотренные алгоритмы на языке программирования Паскаль.

(слайд 22)

III. Подведение итогов урока

И так мы рассмотрели следующие вопросы:

  1. Алгоритмическая структура цикл;
  2. Виды алгоритмических структур:
    1. Цикл с предусловием;
    2. Цикл с послеусловием;
    3. Цикл с параметром;
  3. Рассмотрели способы записи данных структур;
  4. Разобрали примеры решения задач с помощью этих структур.

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/598696/

Информатика и ИКТ, 4 класс, Терадь для самостоятельной работы, Бененсон Е.П., Паутова А.Г., 2015

Информатика и ИКТ, 4 класс, Терадь для самостоятельной работы, Бененсон Е.П., Паутова А.Г., 2015.
Рабочая тетрадь на печатной основе для 4 класса является неотъемлемой частью методического комплекта по информатике и ИКТ авторов Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой.
В тетрадь включены задания учебника, требующие дорисовки и раскраски рисунков, вписывания ответов, заполнения пропусков в алгоритмах, заполнения готовых таблиц, дополнения высказываний. Остальные задания выполняются либо устно, либо в тетради в клетку.
Учителю рекомендуется называть детям номера заданий по учебнику. Поиск задания в рабочей тетради ученик осуществляет самостоятельно с помощью таблицы, расположенной на внутренней стороне обложки тетради.

Примеры.
Робот собирает помидоры в теплице, исполняя алгоритм. Он должен собрать плоды с семи растений и подсчитать, сколько помидоров собрал.
Рассмотри рисунок на с. 17 учебника и заполни пропуски в алгоритме. N — количество собранных плодов, К — номер куста.
Рассмотри алгоритм на с. 15 учебника и выполни задания.
a. Какие блоки составляют тело цикла?
b. Какой блок содержит условие выхода из цикла?
c. Сколько вёдер яблок наберёт исполнитель алгоритма?
d. Всегда ли можно выполнить алгоритм? При каких условиях не удастся выполнить команду «Набрать ведро яблок с яблони»?
e. В ведро вмещается три яблока. Отметь деревья, для которых не удастся выполнить алгоритм.
В лаборатории есть чашечные весы без гирь, пустая картонная коробка и предметы для исследования, которые лежат на столе. Найди самый лёгкий предмет.
Заполни пропуски в алгоритме выполнения этого задания. Имей в виду, что количество предметов заранее не известно.
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ К ЧАСТИ 1 УЧЕБНИКА
ТВОИ УСПЕХИ. ЧАСТЬ 1
Контрольная работа №1
Контрольная работа №2
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. ЧАСТЬ 1
ЗАДАНИЯ К ЧАСТИ 2 УЧЕБНИКА
ДЕТАЛИ РОБОТА-САДОВНИКА
ДЕТАЛИ РОБОТА-ШМЕЛЯ
ТВОИ УСПЕХИ. ЧАСТЬ 2
Контрольная работа №1
Контрольная работа №2
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. ЧАСТЬ 2
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
— fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
— pdf — Яндекс.Диск.Дата публикации: 04.11.2015 14:02 UTC
рабочая тетрадь по информатике :: информатика :: компьютеры :: Бененсон :: Паутова :: 4 класс

Источник: https://nashol.com/2015110487189/informatika-i-ikt-4-klass-terad-dlya-samostoyatelnoi-raboti-benenson-e-p-pautova-a-g-2015.html

Интеллектуальная игра по информатике для 4 класса «ИНФОГАЛАКТИКА»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО ИНФОРМАТИКЕ «ИНФОГАЛАКТИКА»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 4 КЛАССА

(В СКОБКАХ УКАЗАН БАЛЛ ЗАДАНИЯ)

Ф.И. ученика, школа__________________________________________________________________________________

Космические пришельцы пытаются разгадать все «инфозагадки».

  1. (5)Определите число, которое должно стоять вместо знака ?

А) 4

Б) 5

В) 2

Г) 3

2. (5) Пришельцам обещали подарить подарок, в переводе с английского означает «вспышка». Угадай, что это за подарок?

А) Б) В) Г)

  1. (10) Загаданное в ребусе слово является…..

    Выберите правильный ответ:

    А) набор команд для исполнителя

    Б) программа, обеспечивающая взаимодействие компьютера с внешним устройством

    В) фрагмент текста, заканчивающийся нажатием клавиши Enter

    Г) устройство для вывода документа на печать

  1. (10)Определите, как называют сегодня «Карманный персональный компьютер»?

А) карманник

Б) наладонник

В) ладошник

Г) портативник

5. (10) Выполните шаги алгоритма вместе с пришельцами и определите результат.

А) 56

Б) 24

В) 8

Г) 4

6. (10)Определи вместе с пришельцами правильную последовательность.

А) Windows, Аndroid, Apple, linux

Б) Windows, linux, Apple, Аndroid

В) Windows, Apple, Аndroid, linux

Г) Windows, Аndroid, linux, Apple

  1. (10) Случилась поломка космического корабля, чтобы его отремонтировать, нужно открыть

рисунок-чертёж. Найдите его среди других файлов.

А) Чертёж космического корабля.mp3

Б) Чертёж двигателя.docx

В) Чертёж — инструкция.avi

Г) Чертёж – инструкция. jpg

8. (10) Космические корабли пришельцев имели номера:

А28, Г37, Ё46, И55, Л64, …….., С82, Ф91

Определите номер пропавшего корабля

А) O73

Б) П73

В) О75

Г) Р73

9. (10) В космическом пространстве обнаружены новые звезды. Проанализируйте результаты и определите количество появившихся звезд.

А) 12

Б)13

В) 9

Г) 14

10 (20) Корабль пришельцев А28 получил приглашение на межгалактический музыкальный концерт, который состоится в пятницу, в созвездии Большой Медведицы на звезде Алиот. Время полета до звезды 50 минут. Пришельцы обещали вернуться на Землю в тот же день в 14.00. Определите, на какой концерт они полетят?

А) Пилигримы В) Маска 2014

Б) Звездопад Г) Утренняя звезда

Афиши:

Малая Медведица

Полярная звезда

Межгалактический концерт «25 звезд»

7ср/12:00 продолжительность 2 часа

Феркад

Межгалактический концерт «2 звезды»

16пят/10:00 продолжительность 2 часа

Кохаб

Вселенский концерт «Мировые звезды»

23пят/11.30 продолжительность 2часа

Йильдун

Вселенский карнавал » Маска 2014″

30пят/ 11.10 продолжительность 2 часа

Большая Медведица

Алиот

Межгалактический концерт «Звездопад»

3ср/10.30 продолжительность 1час 30 минут

Дубхе

Галактический концерт «Ультрамарин»

9пят/12.00 продолжительность 1 час

Алиот

Вселенский карнавал «Утренняя звезда»

16пят/10.30 продолжительность 1час 10 минут

Алиот

Межгалактический концерт «Пилигримы

23пят/11.10 продолжительность 2 часа

Источники информации

Источник: https://kopilkaurokov.ru/informatika/prochee/intielliektual-naia-ighra-po-informatikie-dlia-4-klassa-infogalaktika

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *