Летающие бесцветные мушки

Армянские имена и фамилии

Изначально у жителей этой земли не было полных имен, поскольку не было в них необходимости. Армяне жили небольшими группами и отлично знали друг друга. Если в селении встречалось несколько людей, кого звали одинаково, окружающие находили отличительные характеристики и добавляли к родовым именам: по аналогичному принципу появились фамилии у многих народов, в том числе у русских.

Происхождение армянских фамилий можно отследить со времен средневековья, когда началась активная торговля, мастерство отделилось от земледелия. В эту эпоху людям уже не хватало только прозвища. Чтобы понимать, о ком идет речь, люди, рассказывая друг о друге, добавляли к имени место, откуда человек родом, или его вид деятельности, или особую черту.

Если ремесло в семье передавалось из поколения в поколение, то и молодой человек обязательно наследовал имя своих предшественников. Часто за основу бралось имя авторитетного основателя рода, к нему прибавлялся суффикс принадлежности, к примеру, «уни», «ян», «енц», «онц», «унц» и другие. Так родовые имена армян постоянно развивались и постепенно превратились в современные, привычные уху, однако каждое имеет свое значение.

Почему у армян фамилия на ян

У простых людей полноценные имена (в том формате, к которому мы привыкли сегодня) начали появляться в начале 19 века. В той же эпохе можно найти ответ на вопрос, почему у армян фамилия на ян? Данная концовка является очень распространенной для этой национальности, хотя заимствована она из иранского языка. Этот суффикс использовался для указания принадлежности к какому-либо роду, выражения родственной связи. На «ян» заканчиваются: Арамян, Маргарян, Картяшан, Мирзоян, Багдасяран, Аршадян, Орманян и другие производные от имен собственных.

Приставка тер в армянских фамилиях

Эта древняя приставка использовалась до начала 19 века. Ее добавляли к полному имени знатных армян, священнослужителей либо дворян (причем первые априори относились к отдельному сословию и выбирались из знатных княжеских родов). Приставка тер в армянских фамилиях современных представителей не встречается, однако среди исторических персонажей можно встретить её: например, Тер-Ясаянцы, Тер-Асатуровы, Тер-Овакимяны, Тер-Гуксаяны.

Фамилия

Современные армянские фамилии обычно заканчиваются на -ян или -янц, что означает принадлежность (в данном случае к роду) или родовое имя (nomen gentis). Так, в грабаре -анц(-янц) — это окончание родительного падежа множественного числа (сравни «нранц» — их). В современном армянском суффикс -ян/-ан используется для образования относительных прилагательных, например, «московян» — московский, «киевян» — киевский. В употреблении двух форм можно отметить различие. Так, фамилия «Саркисян» выражает ближайшее родство (дочь или сын некоего Саркиса) — данная форма вошла в употребление примерно с XVIII века, когда правительство Османской империи начало проводить регулярные переписи населения. В свою очередь, фамилия «Саркисянц» выражает принадлежность к целому роду, берущему начало от известного Саркиса — данная форма возникла, скорее всего, в ходе утверждения феодальных отношений в эпоху Великой Армении и была знаком принадлежности к привилегированному (не аристократическому) сословию. Фамилии многих восточных армян после присоединения Закавказья к Российской Империи получили русифицированный вариант и заканчиваются на -ов (Саркисов, Оганесов, Арутюнов и пр.), в котором указанное выше различие не выражено.

Помимо -yan/-yanc в армянской генеалогии также распространены (ок.1%) окончания -uni/-unc (-уни / -унц), являющиеся наиболее древними формами nomen gentis аристократических родов городов-государств, уходящих корнями в 1 тыс. до н.э. Ср. например Аршакуни, Багратуни, Пахлавуни, Тонунц. Редкость таких фамилий обусловлена исторически: сначала войны между полисами, после — между царскими династиями, затем веками длившаяся феодальная раздробленность с кровной местью, обменами заложниками, продажами в рабство и близкородственными браками, потом вхождение в Римскую империю с её бесконечными войнами с варварами и восставшими легионами, и под конец — растворение в византийской космополитичной аристократии, рассеянной и уничтоженной тюрками-османами. Носители подобных останков античного мира в паспорте среди ныне живущих армян часто не имеют даже представления о том, насколько глубоко залегают пласты древности, в которых прославились их далёкие предки, удостоившиеся за подвиги перед лицом соотечественников права именовать свой род отдельно от нации.

Родовое прозвище

В армянских семьях также до сих пор используется родовое прозвище или cognomen. В документах оно не используется, однако имеет широкое распространение, особенно за пределами городов. Образуется родовое прозвище по такому же грамматическому правилу, как и фамилии, однако в основе лежит не имя, а наследуемая профессия или род деятельности («Тертерянц» — «из рода священников», от армянского «тертер» — священник) или какая-то отличительная черта, признак основателя рода («Тзиранянц» — «из абрикосового рода» , в честь основателя рода, прозвище которого было «Тзиран» — «абрикос»). Ввиду грамматического сходства фамилий и родовых прозвищ в настоящее время те и другие равнозначны и употребляются в качестве официальных фамилий.

Армянское «ян» и персидское «-ян»

В армянском языке существует такой же притяжательный суффикс «yan», как и в персидском. Ср. латинские формы «armenianis», «grigorianis» или старославянские формы «русинское» (от мн.ч. «русины»), «княжина». Вероятно, все они восходят к какой-то общей праиндоевропейской форме. Стало быть, окончание «-ян» в армянских фамилиях является исконным формантом, суффиксом принадлежности, унаследованным от индоевропейской языковой общности. Также «-յան» является родственной формой английского суффикса «-ian» (armenian, russian), русского «-ин» (армянин, русин, Ильин), латинского «-ānus» (montānus, christiānus) и др. В древнеармянском данный суффикс произносился и писался как «-եան» , в 40-х годах XX века после реформы армянской орфографии в восточно-армянском литературном языке было принято написание «-յան» , а западно-армянский сохранил традиционное написание. Так, например, Мамиконян / Мамикон-йан / Мамикон-еан = принадлежащий к роду Мамикона / из рода Мамикона. Данный формант используется не только в фамилиях, но также во многих случаях, где надо показать принадлежность, например «русастанян» — «российский», «америкян» — «американский», «ереванян» — «ереванский» (ср. «ереванян амар» — «ереванское лето») и т. д.

Что касается иранского окончания фамилий «-ян» , то оно этимологически никак не связано с армянским и образовалось на почве именно иранских языков. Окончание состоит из суффикса принадлежности «-ی» («йа-е несбат») и показателя множественного числа «-ان» , так и образуется персидское окончание «- يان» , которое в отличие от армянского неделимого суффикса состоит из двух грамматических формантов, ср. перс. احمدیان‎ — Ахмадиян и т. д.

К армянскому суффиксу имеют прямое генетическое отношение (из индоевропейской общности) суффиксы типа англ. -ian / -an и фр. -ien, ср. напр. Armenian и arménien, а также среднеперсидские -en и -an, который являлся показателем не только множественного числа, но и принадлежности.

Разнообразие армянских имен и фамилий

Армянские имена и фамилии, возможно, в силу влияния армянских диаспор на собственно армянскую нацию, необычайно разнообразны. У армян можно встретить армянские, древнееврейские, древнегреческие, иранские, латинские, славянские имена. Фамилии армян также отличаются большим разнообразием: окончания фамилий могут быть армянскими, тюркскими, славянскими; корни фамилий могут быть армянскими, тюркскими (например: Озанян, Карахан, Кочарян, Капутикян, Шагинян, Кардашян, Гюльбенкян, Демирчян, Параджанов, Долуханова, Игитян), древнегреческими, древнееврейскими, иранскими (например, Налбандян, Баграмян, Едигарян, Шахназарян, Мигранян, Аршакуни, Пахлавуни, Тигранян, Арташесян…).

> См. также

  • Список армянских имён

Ссылки

  • Книга Армянские имена (рус.)

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D0%BC%D1%8F

На сайте медицинской школы Вирджинского университета можно прочитать о случаях, когда люди помнили себя до рождения: «Некоторые маленькие дети рассказывают о воспоминаниях о своём рождении или до рождения. В последнем случае одни описывают, как находились в утробе матери, а другие говорят о потусторонних мирах или пространствах». /epochtimes.ru/

«Иногда дети описывают детали их рождения, которые родители не рассказывали им. Хотя с точки зрения научного понимания детской памяти такие воспоминания невозможны, они присутствуют у некоторых детей».

Несмотря на то, что наука добилась значительного прогресса в понимании процесса накопления и сохранения воспоминаний, память во многом по-прежнему остаётся загадкой.

Возможно ли, что так называемые воспоминания до рождения — эти всего плоды воображение, возникшие из-за определённых потребностей таких людей? Эту точку зрения разделяет Марк Л. Хаув из факультета психология Университета Лейкхид.

А может быть, это один из загадочных феноменов, связанный с гипотезой о том, что сознание существует за пределами мозга? Сюда же относятся воспоминания детей о прошлых жизнях, которые иногда рассказывают о совершенно недетских вещах. Это бы объяснило, почему эта память настолько ясная, хотя дети в очень раннем возрасте обычно не обладают настолько ясным сознанием, потому что их мозг ещё не полностью развился.

Или же существует странный процесс, во время которого плод впитывает воспоминания из мозга матери?

Связь между мозгом младенца и матери?

В опыте, проводившемся группой учёных из Университета Эмори, у мышей вызвали страх перед ацетофеноном ― фруктовом запахом, который используется в ароматизаторах. Мыши получали удары током, и им одновременно давали нюхать этот аромат. В итоге этот запах стал у них ассоциироваться с болью.

Майкл Джавер, автор книги «Духовная анатомия эмоций», объясняет: «Их носы адаптировались соответствующим образом, сформировав нейронные связи, ассоциирующиеся с запахом. Подобное изменение произошло и в их мозгу».

Удивительный момент: «Потомство этих мышей никогда не сталкивалось с этим запахом, но всё равно проявляло страх перед ним и старт-рефлекс».

У потомства образовались те же нейронные связи в мозгу, что и у их родителей. Их обоняние было чувствительно к этому аромату. Эффект передался даже в третье поколение мышей.

Конечно, передача потомству старт-рефлекса ― это одно дело, и совсем другое дело ― необъяснимая передача сложных воспоминаний от матери ребёнку в её утробе.

Память об аварии из утробы матери?

На сайте Reddit пользователь поделился следующим воспоминанием: «У меня есть яркое воспоминание, как моя мать повредила машину, возвращаясь из продовольственного магазина. Из-за этого они ссорились с моим отцом. Когда я, будучи подростком, задал ей вопрос об этом, она сказала, что в то время я ещё не родился. Она тогда была беременна мною. Отец подтвердил это. Ещё я помню день, когда она держала меня на руках, и мы ехали на машине из больницы, когда я родился. Я помню обстановку в больнице, там было витражное стекло, одежду медсестёр, одежду отца, как выглядела машина. Родители сказали, что мои воспоминания соответствуют действительности».

В отдельных воспоминаниях такого рода люди хорошо описывают внешние детали, а в других речь явно идёт об ощущениях в утробе матери. Другой пользователь Reddit пишет: «Когда я был маленьким, я рассказал маме, что помню, как находился в тёплом, тёмном, стеснённом пространстве. Там было скучно, но что-то колотилось на заднем фоне. Я едва мог видеть тусклый, рассеянный красный свет перед собой. Свет просвечивался сквозь тёмно-красную сетку, которая, похоже, пульсировала в ритм со стуком.

«Это воспоминание длилось только одну или две секунды… Когда я рассказывал это я не понимал, что я описал. Так должно быть видит ребёнок, находясь внутри матери».

Ребёнок в утробе матери. Фото: Valentin Arr/iStock

Многие люди делятся подобным опытом на сайте www.Prebirthmemories.com. Например, одна женщина пишет: «Я разговаривала со своим 7-летним сыном Магнусом о снеге. Я сказала, что люблю снег, потому что моё первое воспоминание в жизни, как я катаюсь на санках с папой и братом, когда мне было два года».

«Я тогда спросила у Магнуса, а какое у него первое воспоминание… Магнус описал, как находится в тёмном месте, просто тихо сидит там. Я спросила у него, был ли он напуган. Он ответил: «Нет, я прекрасно себя там чувствовал!» Потом он сказал, что стоял в зелёном доме. Это смутило меня, но потом вспомнила, что когда он родился, стены нашего дома были зелёными. С тех пор мы их перекрасили, но на месте шкафа остались следы этой зелёной краски. Я показала их ему, он подтвердил, что видел этот зелёный цвет. Я просила, что он делал в зелёном дома. Он ответил, что просто осматривал. Потом он сказал, что вернулся в тёмное место и голос в его голове сказал: «Не волнуйся, ты скоро будешь на Земле». И тогда я поняла, что рассказывает воспоминания до своего рождения.

«Магнус сказал, что видел, как родился, он стоял за занавесками и наблюдал за своим рождением со стороны… Я спросила у него, что он видел. Он описал медсестёр, меня, мою маму и врача. Упоминая врача, он использовал местоимение „она“. Я никогда не говорила, что врачом была женщина».

Однако Марк Хоув считает, что подобные воспоминания ― плод воображения. Настоящие воспоминания могут сохраниться только с возраста в 18 месяцев. Однако его интересует проблема ранних воспоминаний. В своей статье «Воспоминания из колыбели» он задаётся следующими вопросами:

«Можно ли передать словами опыт, полученный до освоения речи? Зависит ли способность вербально помнить такие события в зависимости от того, было ли это событие травмирующим или важным для человека? Влияют ли эти нюансы на сохранение в памяти раннего опыта? Могут ли приобретённые в дальнейшей жизни знания изменить воспоминания? Меняют ли приобретённые знания значение опыта, превращая некогда важное событие в просто любопытную деталь, которую мы, скорее всего, забудем? И, наконец, есть ли необходимость получить осознанный доступ к прошлым воспоминаниям, чтобы понять, как они влияют на нашу жизнь?»

Источник: https://www.epochtimes.ru/vospominaniya-do-rozhdeniya-mozhno-li-pomnit-sebya-v-utrobe-materi-98985558/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *