Навыки ребенка в 2 года

Содержание

Что должен уметь ребёнок в 2 года? Как научить его разговаривать

Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш том или ином возрасте. Хотелось бы ещё раз обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребёнка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный времени момент ваш малыш что-то не умеет делать: пройдёт время, и с вашей помощью он этому обязательно научится.
Итак, обратимся к тому, что же должен уметь делать ребёнок в возрасте двух лет.

Область физического развития включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте прежде всего важны координация и согласованность движений. Чем лучше ребёнок знает своё тело, то есть может контролировать его и управлять им, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые, неизвестные для него ранее виды деятельности.
Координация движений определяется развитием большой и мелкой моторики.
Большая моторика – это все те движения, которые связаны с передвижением тела в пространстве (например, ходьба, бег). К двум годам малыш:
• умеет бегать
• умеет подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой
• умеет прыгать (подпрыгивать вверх, прыгать через обруч или лежащее на земле препятствие, прыгать на одной ноге)
• может маршировать
• может ударить по мячу ногой
• может ходить задом наперёд
• способен сохранять равновесие на перекладине.
Мелкая моторика – это точные и плавные движения рук, а также их координация со зрением (например, когда необходимо взять из ряда лежащих игрушек именно ту, которую хочется). К этому возрасту ребёнок должен уметь:
• рисовать вертикальную линию
• строить башню или дом из 4-6 кубиков
• резать бумагу, держа ножницы одной рукой.
Кроме того, хотелось бы отметить, что уже в этом возрасте у малыша начинает развиваться право- или леворукость. В повседневной жизни это можно увидеть по тому, какой рукой ребенок предпочитает выполнять интересные для него задания. Но пока это только тренировка рук, и сказать окончательно, является ваш ребёнок левшой, правшой или амбидекстром (тем, кто в равной мере владеет двумя руками), можно будет только к 5-и годам.
Основная задача на данном этапе – продолжать предоставлять ребёнку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Учёные выяснили, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за мелкие движения наших рук, находятся в непосредственной близости к зонам, отвечающим за речевое развитие. То есть, развивая мелкую моторику ребёнка, вы тем самым способствуете развитию его речи.

Область познавательного или интеллектуального развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Оценить степень развития психических процессов у ребёнка к двум годам можно по следующим критериям:
• малыш реагирует на музыку или ритм, качаясь и приседая в такт
• выполняет простые указания и просьбы, предполагающие 2-3 действия
• повторяет части детских стишков или рассказывает их вместе с кем-нибудь из взрослых.
• стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции)
• знает 130-200 слов
• объединяет слова в простые предложения и короткие фразы.
В этом возрасте речь является основным, ведущим психическим процессом, который в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребёнка. Психологи называют период от 1.5 до 3-х лет сенситивным, то есть чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка. Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, развивается способность связно выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, дети которых молчат и не разговаривают. Какие же рекомендации можно дать взрослым, чтобы стимулировать и активизировать речь малыша?
Во-первых, разговаривайте со своим ребёнком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. Поэтому, если все вокруг молчат, ребёнок может не воспринимать речевое общение как необходимость, которая поможет ему расширить круг активного взаимодействия с окружающим миром. Маленькие дети обучаются разговаривать путём подражания взрослым, наблюдая за ними и копируя их поведение.
Во-вторых, чётко и ясно проговариваёте свои слова. Ребёнок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребёнок. При этом может сложиться ситуация, когда вы прекрасно понимаете тот «тарабарский язык», на котором говорит малыш, и спокойно общаетесь с ним, но в ситуации, когда вас не будет рядом, ребёнок не сможет общаться с другими людьми – они его просто не поймут. А непонимание обычно вызывает у ребенка бурную негативную реакцию и отказ от дальнейшего взаимодействия. Поэтому следите за своей речью и исправляйте ошибки ребёнка.
В-третьих, при общении с ребёнком вызывайте его на разговор и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны. Стимулируйте у него звукоподражание: «Как говорит киска? Как говорит собака? Как мычит корова? Как разговаривает утка? Как гудит самолёт?». Обязательно помогайте ребёнку и вместе с ним отвечайте на вопрос. Активная и многообразная звукоподражательная деятельность помогает детям в дальнейшем освоить членораздельную речь.
В-четвёртых, развивайте мелкую моторику, ведь это способствует развитию речи. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует красками и руками, раскрашивает, учится завязывать узелки, застёгивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, а следовательно, помогают развитию речи.

Область социального развития включает в себя умения и навыки ребёнка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте большое значение приобретают навыки самообслуживания. Итак, к двум годам ребёнок должен уметь:
• проситься и ходить на горшок
• заинтересованно относится к процессу одевания – охотно принимать нужные позы (вытягивать ножку, когда надевают ботиночки, поднимать ручки во время надевания кофты и т. д.), даже пытаться самостоятельно одеться
• мыть и вытирать руки
• есть самостоятельно и уметь пить из чашки
• уметь самостоятельно пользоваться вилкой, ложкой
• чистить зубы с помощью взрослого
• имитировать поведение взрослого (например, пытаться помочь родителям по дому, стремиться разговаривать по телефону).

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/159116572-158361516/

Все родители ждут с нетерпением первого гуления, первых шагов и первых слов малыша. В современной педиатрии произошли сдвиги в нормах относительно сроков развития речи, и если в 2 года ребенок не говорит, это не считается нарушением, но это и не значит, что нужно все пустить на самотек, малышу все же нужна определенная помощь родителей, поэтому они должны знать, как научить его говорить. И если проблема не носит медицинского характера, то развить это умение можно и в домашних условиях, приложив усилия и отслеживая прогресс.

Начинать заниматься лучше начинать до двухлетнего возраста, так как чем дальше ребенок не говорит, тем большее количество усилий нужно будет приложить в дальнейшем. Важно учитывать не только возраст, но и темперамент, и общее состояние здоровья двухлетки, поэтому строгих границ развития навыка не существует, хотя, конечно, существуют усредненные нормы, о которых нужно знать.

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

Несмотря на то, что есть общие нормы словарного запаса, следует помнить, что он закладывается в семье, и именно разнообразие и объем общения с ребенком помогают его увеличить.

Также существуют и гендерные особенности, ведь согласно многочисленным исследованиям, девочки начинают говорить раньше мальчиков, и сроки опережения в этом умении могут достигать полугода.

Усредненные нормы и как должен говорить ребенок

На третьем году жизни запас слов среднестатистического ребенка должен составлять около 300 шт., а также из них он должен составлять простое предложение. Но не всегда эти нормы абсолютны, поэтому важно знать, когда стоит обратиться к специалисту, а когда можно дать немного времени доразвиться запоздавшим процессам самостоятельно.

Понять, что речевые навыки формируются, можно по таким критериям:

  • малыш понимает и реагирует на обращенную к нему речь;
  • по просьбе указывает предмет, который был проговорен;
  • понимает слова-действия, например, бежать, идти, принести, вытереть;
  • выполняет просьбу в несколько действий: подними машинку и положи ее на стол, достань книжку и принеси ее маме;
  • использует жесты, предметы, чтобы показать, что хочет донести до взрослого;
  • проявление таких эмоций, как сочувствие, жалость, умение выразить их мимикой;
  • чтобы донести требование, ребенок использует интонацию при проговаривании определенных звуков.

Обратите внимание!Следовательно, не всегда важно, сколько четко проговоренных слов может сказать ребенок, важно наблюдать, насколько он включается в общение и понимает обращенную речь.

Таблица возрастных норм развития речи по Комаровскому

Есть достаточно усредненные таблицы возрастных норм, которые позволяют понять, насколько речь ребенка развита.

ВозрастНормы речи
До 1 годаМаленький словарный запас простых слов: «мама», «папа», «баба», «дед».
1-1,5Составление просьб из 1 слова: «дай», «иди».
1,5-2Развивается активно речь, приходит понимание, что у каждой вещи есть свое название и его нужно использовать для того, чтобы тебя понимали. Подражание тому, как разговаривают взрослые, построение фраз. Словарный запас около 300 слов, среди которых состоящие из нескольких слогов: «машинка», «игрушка», «яблоко» и т.д.
2Разговор становится эмоционально окрашенным. Присутствует оживленная мимика, жестикуляция, интонация.
2-3Трехлетка может завести разговор со взрослым, попросить о чем-то, эмоционально рассказать. Путает слоги или заменяет, искажает их. Словарный запас до 400 сл.

Условия для развития речи

Чтобы подтолкнуть двухлетку к тому, чтобы он разговорился, важно соблюдать определенные условия. Например:

  • создавайте ситуации, в которых нужно активное общение малыша: попросить папу о чем-то, позвать кого-то;
  • не договаривайте предложение, даже если видите, что двухлетка плохо подбирает слова;
  • отмечайте моменты, когда звукоподражание (например, «гав-гав») было заменено словом («собака»);
  • следить за собственной речью, обогащать словарный запас личным примером;
  • выполнять дыхательные и артикуляционные гимнастики;
  • читайте вместе сказки и стишки, обсуждайте прочитанное, описывайте картинки.

Как ребенка научить разговаривать в 2 года?

Не всегда маленький дошкольник согласится ежедневно заниматься для улучшения своего развития со специалистом. Но зато с любимым взрослым поиграть он захочет с удовольствием. Это время можно провести не только в радость, но и с пользой.

Подобрав несколько упражнений, можно составить минимальный план на день. Важно иметь несколько заготовок, так как смена настроения крохи может требовать быстрой реакции для смены материала. Сидячие задания лучше чередовать с активными.

Любимыми и универсальными будут упражнения для язычка, ведь гримасничать любят все, а особенно весело делать их возле зеркала.

Установление эмоционального контакта

Чтобы установить эмоциональный контакт следуйте основным правилам. Обязательно старайтесь:

  • проводить занятия в веселой игровой форме;
  • проявлять эмоции: улыбки, смена интонаций в зависимости от сюжета;
  • обсуждать бытовые дела, рассказывайте о тех предметах, которые вокруг;
  • помогать найти синонимы к слову, дополнительные описания, чтобы расширить знания;
  • рассказывать стихи, считалочки, песенки. Когда кроха выучит их, давайте ему заканчивать строчки самому.

Правила проведения занятий

Проводить занятия можно не только в помещении, но и во время прогулок. Они актуальны для любой возрастной категории:

  • создайте контакт глаз, располагаясь на одном уровне с ребенком;
  • важна система, поэтому каждый день нужно уделять 15 минут на занятие;
  • у детей дошкольного возраста ведущий тип деятельности – игра. На нее нужно ставить акцент;
  • в одно занятие не нужно включать сразу все. Ежедневно необходима артикуляционная гимнастика и массаж лица, а вот стишки и скороговорки лучше делать в разные дни, чтоб не перезагружать;
  • в возрасте до 1,5 лет проговаривать стишки нужно активно артикулируя, а вот постарше уже воспринимают обычный разговор;
  • употребляйте разные глаголы, описания и признаки предметов;
  • прочитав сказку, обсудите героев, опишите их;
  • на улице задавайте вопросы малышу о том, что где находится.

Эффективные упражнения и игры

Игровые занятия лучше проводить, включив комплекс действий, чтобы малыш не потерял интерес, и разнообразить сам процесс.

  • Для дыхания и разработки артикуляционного аппарата:

    • снежинка. Из тонкой белой бумаги (хорошо подойдет однослойная салфетка) вырезать снежинку и положить на раскрытую ладошку. Попросить малыша подуть на нее, чтобы она полетела. Можно включить песенку или рассказать про нее историю;
    • артикуляционная гимнастика. Например, повторяем стишок:
  • Мелкая моторика с элементами самомассажа. Стишок, сопровождаемый действиями:
  • Звукоподражание:

Советы логопеда

Специалисты дают несколько универсальных советов для обучения двухлетнего ребенка говорению:

  • разговаривайте с малышом везде. Комментируйте его и свои действия, обсуждайте все вокруг, провоцируйте на общение;
  • подражайте звукам, которые слышите вокруг, делайте это весело и просите повторить;
  • поощряйте игры, которые развивают мелкую моторику. Например, во время готовки еды насыпьте мисочку фасоли или гороха, и дайте две баночки с разным диаметром горлышка, чтобы туда складывать зерна;
  • читайте вместе, устраивайте кукольные спектакли, театры теней;
  • помогайте в общении с другими детьми, подсказывайте фразы для начала разговора.

Если вы видите, что ребенок сильно отстает от представленных выше норм и его не получается разговорить самостоятельно, стоит обратиться к логопеду.

Почему ребенок не говорит в 2 года и что делать

Многие родители зачастую волнуются, если ребенок в 2 года говорит очень мало или ничего не говорит вообще. Причины могут быть разные:

  • внутриутробные поражения головного мозга, в результате которых пострадали участки, отвечающие за речь;
  • заболевания неврологического характера;
  • снижение слуха или глухота;
  • интоксикация организма мамы в период беременности вследствие приема алкоголя, инфекций, что может стать причиной алалии и общего недоразвития речи;
  • умственные нарушения и задержка развития;
  • расстройства аутического типа;
  • педагогическая запущенность и отсутствие внимания взрослых;
  • психологические травмы.

Если в 2 года есть сомнения по поводу того, начнет ли ребенок говорить, то лучше начать полное обследование и посетить таких врачей:

  1. ЛОР. Проверить аудиограмму на качество звука, которое может воспринимать детское ухо.
  2. Невролог. Перед походом необходимо записать возраст в котором произошли скачки роста и новые умения: начал переворачиваться, гулить и т.д.
  3. Логопед. Для того чтобы исключить патологии мышц или речевого аппарата при рождении.
  4. Психолог. Лучше посетить после консультации невролога.

    Этот специалист поможет узнать, есть ли психологические аспекты в нарушении и даст рекомендации родителям по помощи в развитии.

Основные рекомендации при диагностике нарушения:

  • медицинское обследование, о котором говорилось выше, с проработкой рекомендаций специалистов;
  • ограничить просмотр мультиков, игр на планшетах или телефонах;
  • больше разговаривайте с ребенком, при этом общение должно быть включенным, со зрительным контактом и активной мимикой;
  • проговаривайте все действия малыша и свои, следите за четкостью речи;
  • не ругайте, если двухлетка не говорит, от этого стресс только усилится. Наоборот, поощряйте попытки идти с вами на контакт.

Наиболее популярные вопросы

Какие первые симптомы нарушения психоречевой задержки у детей? Первые признаки заметны уже около 9 месяцев, когда нет гуления. Но часто на это не обращают внимания и замечают уже более явные признаки, когда в 1,5 года ребенок не реагирует на свое имя и не говорит простых слов, присущих этому возрасту: «мама», «папа» и т.д. Кто быстрее начинает говорить – мальчик или девочка? По среднестатистическим данным, девочки начинают говорить на 4-6 месяцев раньше мальчиков. Существуют ли компьютерные игры для обучения речи? Да, такие программы существуют, но гораздо быстрее обучение происходит при живом эмоциональном контакте со взрослым.

Каждого родителя беспокоит состояние здоровья ребенка, а если оно еще и сказывается на таких привычных вещах как речь, то уровень тревожности заметно возрастает. Чтобы не переживать на счет того, насколько хорошо развивается кроха, можно ориентироваться на описанные нормы развития. Но сильно привязываться к ним не стоит, так как каждый ребенок развивается по-своему. Гораздо более показательным будет желание малыша активно идти на контакт. А вспомогательные игровые задания помогут ускорить развитие навыка.


Автор статьи: Глухарь Раиса

  • Училась в ДонНУ Филологический факультет г. Донецк. Сейчас в декрете. В копирайтинге недавно, но такая работа очень понравилась из-за того, что она помогает мне развиваться и расширять свой кругозор.
  • Авторы статей

Источник: https://kaknazvat.com/deti/nauchit-rebenka-govorit-v-2-goda/

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

Развитию речи ребенка до года родители часто не придают особого значения — ну гулит и гулит. А зря — некоторые нарушения речи можно заметить уже в первые месяцы жизни. Но вот речь ребенка в 2 или 3 года всех уже очень волнует, то и дело слышится: «Ну, когда же он заговорит?». Новые нормы развития речи детей от 1 года до 7 лет представляет Виктория Краснова, врач-невролог, остеопат, логопед (нейродефектолог, нейропсихолог), врач лечебной физкультуры и спортивной медицины.

У ребенка от 1 года до 3 лет развитие речи идет стремительно. Основная задача — познакомиться не только с предметами, но и с их назначением: что это, зачем оно? Чтобы разобраться во всем многообразии окружающей среды, ребенку нужно много общения. Малыш может не просто настаивать, а откровенно требовать: объясни! Покажи! Что с этим делать?!

Это необходимый этап развития, и пропускать его нельзя: отвечайте на все вопросы, рассказывайте истории (несмотря на то, что ребенок способен фокусировать внимание очень недолго), учите его говорить с игрушками, с картинками, с домашними животными.

К полутора годам ребенок понимает значение многих слов: в частности, знает части тела, выполняет простые инструкции (пойди принеси чашку) и способен уследить за несложным рассказом по сюжетным картинкам.

Нормальный словарный запас ребенка в 1,5 года — 20 слов, к 2 годам этот показатель удваивается и может достигать 50 слов. В период от полутора до двух лет формируется навык высказывать мысли с помощью простых предложений. Стартовый вариант может содержать лепетные слова, которые потом будут заменяться полноценными (например, «Ваня пипи» — «Ваня пописал»).

Что-то не так? Вот за чем надо последить, когда ребенку исполнился год:

  • в арсенале появилось 3-5 слов, и более полугода словарный запас не расширяется, ребенок не подражает, не пытается освоить новые;
  • ребенок говорит часть слова вместо целого («дека» вместо «девочка») — это нормально на этапе освоения. Но не должно войти в привычку: если после месяца-двух повторений слово не «разворачивается» до нужного объема, это повод для коррекционной работы;
  • с 2 лет запинки в речи также считаются тревожным сигналом: есть угроза формирования заикания.

Нормы развития речи ребенка в 3 года

В период от 2 до 3 лет словарный запас увеличивается с 50 до 1500 слов, а отрывочные сообщения трансформируются в развернутые предложения. Представляете, с какой скоростью детский мозг «впитывает» и запоминает информацию?!

В возрасте 3 лет ребенок в норме способен слушать устное повествование (сказку) в течение 5-10 минут и следить за сюжетом. Кроме того, к 3 годам активизируется функция бурного словотворчества: ребенок начинает выстраивать несуществующие слова из знакомых частей, объединяя несоединимые корни, суффиксы и приставки. Он начинает искрить смешными детскими словечками типа «кабачка» (помесь кабачка и собаки), «слонух» (слон с подсолнухом) и т.д.

В это же время начинает активно развиваться самооценка, поэтому сообщения от третьего лица («Маша не будет спать») постепенно сменяются высказываниями от первого («Я иду гулять»).

Что-то не так?

  • ребенок говорит предложениями, но грубо нарушает грамматическое согласование (вместо «Я не хочу» — «Маша хочет нет»);
  • отсутствие сообщений от первого лица: вместо я — все еще собственное имя;
  • в процессе говорения кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся в нос.

Развитие речи и подготовка к школе

К 4 годам у ребенка резко снижается словотворчество (изобретение несуществующих слов), и речь все больше начинает напомнить взрослую. Предложение в этом возрасте обычно составляет 5-6 слов, и оно позволяет четко выразить созревшую мысль или задачу. Мышление двигается по пути от замысла к грамматической конструкции.

К 5 годам ребенок должен полностью усвоить обиходный словарь, научиться использовать синонимы и антонимы. К этому же возрасту он обучается правильно выговаривать все звуки. Самый сложный, а потому поздно усваиваемый звук — «р», он имеет право появиться к 5–5,5 годам.

В 6 лет к речевым навыкам добавляется владение производными словами (четко понимает разницу между «заехал», «объехал», «приехал», подъехал» и т.д.), а высказывания представляют собой небольшой рассказ.

7 лет — этап полного овладения родным языком — теперь его можно изучать как предмет, а также осваивать иностранные языки.

Что-то не так?

  • снижен бытовой словарь, трудно определить, к какой группе относится тот или иной предмет (фрукты, овощи, одежда и т.д.);
  • возникают сложности с подбором простых синонимов (собака — пес, кот — киска, погляди — посмотри), нет понимания антонимов (добрый — злой);
  • снижена активность речевого общения, не может связно рассказать о событиях;
  • после 5 лет ребенок продолжает «картавить», не выговаривает некоторые звуки.

Зачем первокласснику логопед: нарушения речи и учеба в школе

Проблемы с развитием речи проявляются исключительно в детском возрасте, и последний «шанс» с ними столкнуться — это первый класс. В этот период сложности, «законсервированные» с раннего возраста, могут проявиться дисграфией (нарушение письменной речи) или дислексией (нарушение чтения — мозг не может трансформировать непонятные графические изображения в буквы и, как следствие, правильно прочитать слово).

Как правило, эти отклонения становятся очевидны к концу первого класса. Если ребенку трудно дается овладение грамотным письмом и чтением, он невнимателен (не дописывает окончания, начинает писать со второго слога, путает буквы «д» и «б», «м» и «н» и другие), нет смысла нанимать ему репетитора. Очень возможно, что дело в речевом отклонении, которое корректируется с помощью логопедических занятий.

Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic

Источник: https://www.7ya.ru/article/Skolko-slov-dolzhen-govorit-rebenok-v-2-goda/

Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:

  • наследственность;
  • питание;
  • климатические условия;
  • физические нагрузки;
  • экология.

Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты — в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.

Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:

Пол ребенкаРост, смВес, кг
Мальчик84-8912-13,5
Девочка83-87,511,5-13

Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.

Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:

  • Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
  • Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
  • Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.

  • Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
  • Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.

Двигательные навыки и координация движения

Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: физическое и внутреннее развитие ребенка в 2 года и 3 месяца). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение — осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.

В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:

  • перешагивание через препятствия;
  • подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
  • бег на небольшие дистанции;
  • невысокие прыжки;
  • хождение по бревну или бордюру;
  • пинание мяча ногой;
  • повороты и хождение задом наперед.

Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.

Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами — конечно, под чутким руководством взрослого.

Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:

  • мыть руки и лицо;
  • кушать жидкие блюда с помощью ложки;
  • ходить на горшок;
  • надевать и снимать некоторые вещи.

Психоэмоциональное и социальное развитие

Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.

С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок в 2 года часто психует и капризничает? В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.

К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.

Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как быстро научить ребенка говорить в 2 года?

Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть питание ребенка в 2 года?

МальчикиДевочки
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместеОценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папаПонимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам
Проявляют большую активность и шустростьЯвляются более спокойными и уравновешенными
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчествуБолее усидчивы, с лучше развитым воображением и речью
Свойственна самостоятельность во всемТребуют постоянного одобрения со стороны взрослых

Умственное и речевое развитие

В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:

  • различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка различать цвета в 2 года?);
  • уметь группировать предметы по цветам;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • различать свойства предметов — например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
  • знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.

На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова «кушать», «падать».

Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.

Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.

Методы развития ребенка в 2 года

Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: каким должен быть режим 2-х летнего ребенка?). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развитие ребенка в 2,5 года

Упражнения для физического развития

Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:

  1. Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
  2. Урожай. Задача крохи — собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
  3. Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
  4. Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
  5. Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие игрушки выбрать для ребенка-девочки в 2 года?

Упражнения на развитие мелкой моторики

Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:

  1. Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
  2. Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
  3. Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
  4. Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.

Развитие внимания и памяти

Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:

  • В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.

  • Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
  • Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
  • Пазлы.

Нюансы занятий с ребенком дома

Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие бывают артикуляционные упражнения для детей 3-4 лет?

  1. «Нет» перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
  2. Чередование активных и пассивных игр.
  3. Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
  4. Соответствие игр возрасту.
  5. Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
  6. «Нет» занятиям по принуждению.
  7. Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
  8. Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
  9. Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: подробный обзор занятий с детьми с 2-х лет

Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/vozrast/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-2-goda.html

Физическое развитие ребенка в 2 года

Тело двухлетнего ребенка окрепло, натренировано ходьбой, активными играми дома и во дворе. Малыш к 2-м годам должен уметь выполнить следующее:

  • Подпрыгнуть на месте (чаще на двух ножках, но можно и на одной);
  • Бросить мячик в руки сверстнику, взрослому; попасть им в корзину;
  • Подбросить шарик вверх и поймать его двумя руками;
  • Сидя на полу, стучать пятками;
  • Поднимать руки и доставать предметы с высокой полки, стола. Тянуться до них, вставая на цыпочки;
  • Самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила;
  • Пытаться удержать равновесие на перекладине;
  • Перешагивать через порог;
  • Взбираться по шведской стенке наверх;
  • Копать песок лопаткой, складывать его в формочки, ведёрко;
  • Листать страницы книжки;
  • Расчёсывать себя и кукол;
  • Собирать мозаику, паззлы из крупных деталей;
  • Танцевать под музыку, попадая в такт;
  • Рисовать линии;
  • Лепить простые фигурки.

Частые прогулки, обучение играм с мячом, салки, лазание способствуют развитию физических умений карапузов. А просмотр мультфильмов и сидение за планшетами в этом деле не помощники.

Речевое развитие ребенка в два года

С года до двух ребёнок стремительно наращивает свой словарный запас. К 24-м месяцам активный лексический багаж составляет 80-120 слов, пассивный – 200. Ребёнок учится складывать их во фразы, простые предложения. Двухлетний малыш с удовольствием учит стишки, коверкая слова, глотая окончания. Обращается с просьбами к другим людям, задаёт много вопросов.

Конечно, речь в 2 года несовершенна. Ребёнок путает род существительных и прилагательных, может говорить о себе как другом человеке. Нормы речи для этого возраста размыты. Важным в этом смысле становится период с 2 до 3 лет. Именно до 36 месяцев речь совершенствуется, становится правильной и богатой, если родители занимаются интеллектуальным, физическим развитием крохи.

С 1,5-2-х лет забудьте о сюсюкании, лепетании. Разговаривайте с малышом чётко, произносите все звуки правильно, тогда речевые навыки у ребёнка сформируются вовремя и без дефектов.

Процесс формирования полноценной личности должен контролироваться родителями. Запущенные, лишённые внимания дети не получают нужное количество информации, задерживаются в интеллектуальном, социальном и речевом развитии. Обучение необходимым навыкам, умениям проводите исподволь, на собственном примере, в игре. А к неудачам относитесь спокойно, всё наладится со временем.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник: https://vse-pro-detstvo.ru/razvitie_rebenka/razvitie-detey-v-vozraste-2-let-chto-dolzhen-umet-delat-rebenok-v-dva-goda

Изменения в физиологии малыша

Для данного периода развития характерно прибавление роста малыша на 10 сантиметров в год, вес при этом увеличивается на 2-3 килограмма.

В плане анатомии и физиологии происходят следующие изменения:

  • при замедлении роста головы начинается интенсивный рост конечностей, из-за чего пропорции меняются, приближаясь к параметрам взрослого человека;
  • лицо ребёнка перестаёт быть округлым, каким оно было до этого, и вытягивается, принимая специфический, обусловленный генетическим кодом овал;
  • пропадает так волновавшее родителей плоскостопие, поскольку исчезают характерные для младенцев жировые подушечки;
  • количество жировой ткани в теле ребёнка заметно снижается, поэтому стройнеет его фигура и лицо;
  • мышцы малыша становятся боле упругими и крепкими.

Все эти перемены способствуют повышению координации и ловкости малыша, который с удовольствием собирает более сложные пазлы, мозаики и конструкторы, по сравнению с годовалым возрастом.

Двухлетние дети прекрасно ориентируются в пространстве, у них усовершенствуется вестибулярный аппарат, благодаря чему они лучше сохраняют равновесие. Движение всё больше увлекает двухлеток, так как теперь они намного лучше владеют своим телом, более сильны и выносливы, кроме того, могут развивать высокую скорость перемещения.

Неудивительно, что они чувствуют себя более самостоятельными и независимыми. Умственная деятельность их тоже повышается, вследствие чего они могут решать логические головоломки, принимать весьма нестандартные решения, правда, логика у них пока своеобразная, одним словом, детская. Однако, это заметный прогресс в формировании мыслительных процессов и таких важных функций мозга, как память, пространственное мышление, концентрация внимания, без которых невозможно находить связи между событиями, и делать выводы.

Несмотря на то, что ребёнок стал сильнее и быстрее, на движение и умственную деятельность он способен тратить огромное количество энергии, поэтому результатом становится быстрая утомляемость. Если в течение 15-20 минут малыш занимается одним и тем же делом, тем более, монотонным, он быстро устаёт и взрослым это надо учитывать. Чтобы дети быстро схватывали информацию, а главное, запоминали её, обучающие занятия нельзя затягивать больше чем на полчаса, после этого ребёнку можно предложить заняться чем-то другим, что сможет его отвлечь.

Ещё одна особенность – кризис возраста. Поведение детей, считающих себя чуть ли не взрослыми, меняется в худшую сторону. Ещё недавно послушные и уравновешенные они начинают капризничать по любому, даже незначительному поводу. Иногда такое может случаться по несколько раз в день, что, безусловно, изматывает родителей. Обычно истерики связаны с запретами, нежеланием выполнять поручения, неудовлетворёнными желаниями. Причины конфликтов самые разные, а, порою, просто абсурдные – так ребёнок, ощущая свою самостоятельность, пытается выстраивать новые отношения и испытывает взрослых на прочность, манипулируя их чувствами.

Родителям остаётся только спокойно объяснить сыну и дочери, каковы границы дозволенного, и почему, в любом случае оставаясь при своём решении. Это единственный способ, как утихомирить разбушевавшееся дитя. Если не идти у него на поводу, со временем ссоры утихнут, а жизнь вернётся в нормальное русло.

Между тем, развитие ребенка в 2 года предусматривает даже такие неприятные нюансы – это тоже движение ребёнка вперёд и момент, может не самый лучший, его адаптации к реальному миру. Папе с мамой в таких ситуациях необходимо действовать мудро, и продолжать свою миссию по развитию малыша, отвлекая его на более интересные и важные вещи.

Физическое и умственное развитие детей идёт полным ходом, и приносит родителям много радости, помимо уже известных огорчений.

В основном, все дети в этом возрасте обладают многими навыками, и это только некоторые действия, из тех, что должен уметь делать двухлетний карапуз:

  • уверенное хождение и бег, привычные для ребёнка;
  • подъём по лестнице и наклонной плоскости;
  • свободное перешагивание через препятствия;
  • хождение задом и повороты;
  • прыганье на небольшую высоту;
  • способность строить домики и башни из конструктора;
  • управление мячом – броски, удары ножкой, малыш уже может ловить мяч и кидать его прицельно;
  • помощь родителям в домашних делах – полив цветов, уборка, мытьё посуды, готовка блюд вместе с мамой.

В два года дети уже используют от 100 до 300 слов, связывая их в короткие предложения, и каждый день способны запоминать новые названия, благодаря развитию памяти. Они отвечают на несложные вопросы, научились здороваться и прощаться, узнавать и называть предметы на рисунках и книжных картинках.

Двухлетний ребёнок привык самостоятельно умываться, чистить зубки, которых у него уже около 20-ти, кушать супы и другую жидкую пищу ложкой, при этом, не пачкаясь, снимать и надевать верхнюю одежду.

Когда заходит речь о детях разных полов, взрослым бывает интересно узнать что нужно уметь в 2 года девочке. Малышке в этом возрасте уже пора понимать, что она будущая женщина, и это, абсолютно, нормально. Девочки также способны веселиться и много двигаться, но они более усидчивы, когда дело касается настольных игр, больше любят складывать мозаики и пазлы, могут подолгу заниматься куклами, рисовать и слушать музыку. Вполне естественной является их уравновешенность и относительное послушание, ведь они оценивают людей по их отношению к себе.

Иначе ведёт себя мальчик, уметь в 2 года он может многие вещи, но при этом проявляет большую активность и непоседливость. Его возросшая самостоятельность часто проявляется в действиях протеста против взрослых, которые не дают или не хотят с ним играть, запрещают смотреть мультики, укладывают спать и многое другое, что детям, вообще, не может нравиться.

Как помочь ребёнку расти и развиваться

Обсуждая, что должен уметь ребенок в 2 года, напомним, что физическое и интеллектуальное совершенствование, помимо влияющей на него генетической программы, напрямую зависит от многих внешних факторов, которые крайне важны для маленького ребёнка.

К ним относятся:

  • климатические условия, в которых растёт маленький человек;
  • режим кормления и сна;
  • экологическая обстановка, способная замедлять процессы формирования организма;
  • физические упражнения, необходимые для повышения более качественной работы опорно-двигательного аппарата.

Малыш должен уметь в два года много ходить, прыгать и бегать, забираться и спускаться с возвышений, освоить речь и элементарную логику, но если какие-то из перечисленных условий для него являются неблагоприятными, то можно говорить о таких проблемах, как недобр или перебор веса и общее отставание.

Для развития физических данных малышу необходимо:

  1. Сбалансированное питание по специальному графику. В этом возрасте дети принимают пищу 4-5 раз в день, ночью едят только детишки, которые до этого времени питались материнским молоком и сохранили эту привычку. Но теперь их уже нужно отучивать от таких кормлений. Важно, чтобы в пищу дети употребляли только свежие и качественные продукты, имеющие в составе все необходимые компоненты для здоровья и активности. Им нельзя давать трудную, тяжело усвояемую еду, тяжёлые продукты, жареные блюда.
  2. Также важен сон малыша, который составляет в норме около 12-13 часов в сутки, 2 часа он спит днём. Если присутствуют симптомы регресса сна, нередкие для двухлетних детей, то следует разбираться в причинах, чтобы решить эту проблему.
  3. Для детей важно пребывание на свежем воздухе не менее 6 часов в день, а также ежедневные закаливающие и водные процедуры.
  4. Значительную роль играют физические нагрузки:
  • игры с использованием мяча;
  • прыганье на двух ногах;
  • подражание движениям животных;
  • поднятие посильных предметов для выработки силы;
  • хождение по неровной и наклонной поверхности, чередование бега с хождением;
  • ходьба на носочках и пяточках;
  • висы на турнике и кольцах;
  • ходьба по бревну, узкой доске, парапету, на руках с помощью взрослых;
  • активные игры – хоровод, догонялки;
  • лазанье по канату и домашней шведской стенке;
  • упражнения на фитболе.

Для изучения свойств отдельных предметов, развития математических и логических способностей, воображения, памяти и внимания нужны следующие игры и уроки:

  • игровые процессы, связанные с вкладыванием одних фигур в другие;
  • выстраивание башен, домов из кубиков и деталей конструктора;
  • изучение цифр, основ арифметики;
  • нахождение различий на одинаковых картинках;
  • сортировка предметов по разным признакам;
  • прятки, нахождение описанных словами игрушек;
  • игры на запоминание, на удачу;
  • изучение домашних и диких животных, насекомых, птиц и рыб;
  • знакомство с временами года, суточными периодами;
  • обсуждение событий прошлого дня;
  • разговоры о разных профессиях людей, бытовых устройствах, городах и т.д.

Также необходимо проводить занятия для того чтобы развить музыкальные способности малыша, в этом поможет:

  • прослушивание детских музыкальных спектаклей, классической музыки, песен;
  • танцы под быструю ритмичную и медленную музыку;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • выполнение заданий на определение темпа пьес, их грустного, весёлого, тихого или громкого звучания;
  • пение с мамой;
  • отбивание простого ритма ладошками.

Не менее важны игры и уроки, обучающие ребёнка определению запахов, текстуры разных материалов. Можно придумать множество задач для развития зрения, слуха, вкуса и обоняния, которые ребёнок будет выполнять с удовольствием.

Совершенствование речи – это важный аспект, помогающий двухлетке адаптироваться среди других людей, артикуляционные упражнения и чтение будут в этом плане очень полезны:

  • можно читать с ребёнком сказки, детские книги, увлекательные истории про животных;
  • устраивать инсценировки по простым любимым сюжетам;
  • учить ребёнка запоминанию и пониманию предлогов и местоимений;
  • обсуждать прочитанные книги и увиденные фильмы;
  • описывать и показывать на картинках незнакомые малышу предметы, явления природы, бытовые приборы, машины и многое другое;
  • просить, чтобы дети рассказывали о своих дневных впечатлениях, составляли рассказ по картинкам.
  • чтобы тренировать артикуляцию и правильное произношение, научить малыша говорить тихо и громко, предложить ему погримасничать перед зеркалом, издавая отдельные звуки.

Чтобы процесс обучения проходил эффективно, важно чтобы у ребёнка было хорошее настроение, и чувствовал он себя комфортно, а для этого важна общая атмосфера, царящая в доме.

В два года дети уже не так пугливы и им, помимо собственных домочадцев, становятся интересны другие люди. При контактах с детьми, воспитанными иначе и в других условиях, неизбежны размолвки, конфликты и даже агрессия, поэтому ребёнка важно научить ладить со сверстниками и старшим поколением. К трём годам малыш уже сможет показать, насколько он воспитан, но пока ещё он ведом темпераментом, личными интересами и сильными эмоциями, которыми пока не может управлять.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *