Сколько длится литургия

Содержание

Годовой недельный и суточный круг богослужения

Порядок служб Православной Церкви на протяжении года называется годовым кругом богослужения. Все дни без исключения посвящены памяти кого-то из Святых, постам или праздникам.
Среди всех праздников самый великий — это Святая Пасха.

Также существует 12 великих (двунадесятых) праздников в честь Спасителя и Богоматери, а также торжества в честь святых и ангелов. Великим всегда сопутствует особая служба — Всенощное бдение.
Праздники бывают неподвижные и подвижные (рассчитываются от дня Пасхи).
Недельный круг — порядок церковных служб в течение недели. Все дни имеют посвящение особенно почитаемым святым или библейским событиям.
Воскресение — воспоминание о Воскресении Спасителя.
Понедельник посвящен ангелам.
Вторник — воспоминание об Иоанне Крестителе и других пророках.
Среда и пятница — постные дни, в них вспоминаются Крестные муки Спасителя.
Также среда посвящается Божией Матери.
Четверг — день воспоминания об апостолах и святителях.
В субботу также вспоминаются апостолы, а еще — мученики, праотцы, пророки, праведные, преподобные и все святые. Также поминаются все усопшие православные христиане.
Суточный круг — это девять последовательных Богослужений. Сюда входят вечерня и утреня, повечерие и полунощница, часы (первый, третий, шестой, девятый), а также Литургия.

>Входит ли в суточный круг богослужения Литургия

Божественной Литургией заканчивается суточный круг богослужения.

Церковная служба Литургия, краткая суть с пояснениями

Главное, что происходит на Литургии — это превращение обыкновенного в Христовы Тело и Кровь обычных хлеба и вина, а также Евхаристия — Причащение верных.
Служба начинается с приготовления предметов, необходимых для Таинства Причащения, затем происходит подготовка к Таинству и само Причащение. Условно Божественная Литургия имеет в своем составе три части:

1. Проскомидия. Для нее необходимы пять просфор (это специальный хлеб для литургии). Они символизируют пять хлебов, которыми Иисус насытил 5 тысяч человек. Из каждой вынимаются символические частицы, и священник просит Господа благословить их.

Также в чашу наливается смешанное с водой вино как символ того, что из ран Иисуса Христа изливались кровь и вода.

2. Литургия оглашенных. На ней могут молиться крещенные верующие, а также только проходящие процесс приготовления к этому обряду. Сначала диакон просит благословение на начало службы. Затем, после прославления священником Святой Троицы, произносит Великую ектению. Заканчивается эта час фразой обедни фразой «Оглашеннии, изыдите».
3. Литургия верных служится только для крещенных православных христиан. Дары переносятся на престол с жертвенника и освящаются. Происходит Причащение верующих, благодарение за Евхаристию и отпуст.

>Литургия что это простыми словами

Это самое важное в Православной Церкви Богослужение, на котором прославляется Бог и верующие, вкушающие Причастие, соединяются с Иисусом Христом.

Расписание посещения церкви

Если службы совершаются во все 12 месяцев года, еженедельно и ежедневно — неужели православный христианин обязан посещать все без исключения? Конечно же, это не так. В Библии упоминается, что главное — это посещать воскресные службы, то есть совершающиеся субботним вечером и воскресным утром. Также большое значение имеет посещение служб в дни православных праздников, во время Страстной недели в Великий Пост — их желательно не пропускать без особых причин.

Важно регулярно искренне исповедываться и причащаться, и тогда по мере воцерковления у христианина будет возникать желание все чаще бывать на службах. Ведь православный, старающийся жить по Заповедям Божьим, уделяющий особое внимание молитве и участвуя в Таинствах, в церкви чувствует особую Божественную Благодать. Именно она призывает миллионы верующих при каждой возможности спешить в храм и без усталости, с радостью молиться на долгих службах. Так что расписание посещения церкви — это очень индивидуальный, личный вопрос.

Конечно же, с первых дней в Православной Церкви верующий не сможет разобраться в особенностях многочисленных служб, не поймет и не запомнит всех тонкостей. Однако если человек приложит старания и не отступит на пути воцерковления, следуя по жизненной дороге под руководством духовника — со временем сложная и запутанная на первый взгляд церковная жизнь будет все более понятной, а поддержит и укрепит на пути Сам Господь.

Источник: https://luckclub.ru/raspisanie-poseshheniya-cerkvi-chto-takoe-sutochnoe-bogosluzhenie-obyasnenie-liturgii-kogda-sovershaetsya-liturgiya-skolko-dlitsya

Детально: воскресная утренняя служба в церкви — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

По воскресениям во всех православных храмах совершается особая служба – Божественная литургия. Она занимает особое место среди всех христианских богослужений.

Особенность Божественной литургии в том, что именно во время этой службы совершается Святое таинство Евхаристии (причащения). В этом таинстве заключается сущность христианства – восстановление единства человека с Богом.

Литургия состоит из трех частей – Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.

Священник и диакон перед закрытыми царскими вратами читают молитвы, называемые «входными», затем входят в алтарь и надевают священное облачение.

Священник совершает над пятью особыми хлебами – просфорами – действия, символизирующие жертвоприношение. Именно в это время совершается Пресуществление – вино и хлеб становятся Святыми Дарами, кровью и плотью Христовой.

Завершая Проскомидию, священник благословляет кадило и просит Бога благословить Святые Дары – хлеб и вино. Все это время алтарь остается закрытым, а чтец на клиросе читает Часослов.

Оглашенным называется человек, проходящий оглашение – подготовку к Таинству крещения, в ходе которой он обучается основам христианской веры. В настоящее время людей чаще всего крестят в младенчестве, поэтому вопрос об оглашении не ставится, но название второй части литургии сохранилось. На этой части литургии разрешается присутствовать всем – и крещеным, и некрещеным.

«Благослови, владыко!» – возглашает диакон. В ответ священник, по-прежнему находящийся в алтаре, произносит слова, прославляющие Святую Троицу, которые хор завершает словом «Аминь».

Священник молится в алтаре, диакон призывает собравшихся: «Миром Господу помолимся». Затем он произносит великую ектению, в которой перечисляются различные прошения к Богу.

Хор исполняет псалмы и песнопения, после чего открываются царские врата, а священник и диакон выходят из алтаря через северный вход, вынося Святое Евангелие. Это называется «малым входом».

Хор поет несколько молитв, затем священник восклицает: «Вонмем!» (вслушаемся), и начинается чтение фрагмента из «Деяний апостолов». Священник в это время обходит храм, совершая каждение. Затем хор поет: «Аллилуйя!», и наступает центральный момент Литургии оглашенных – чтение фрагмента из Евангелия.

За чтением следует молитва о живых и умерших христианах.

Литургия оглашенных завершается призывом священника: «Оглашенные, изыдите!»

Присутствовать на Литургии верных могут только крещеные.

Эта часть богослужения начинается с произнесения краткой ектении, после которой хор поет «Херувимскую песнь». Во время ее пения священник и диакон выносят чашу через северный вход и молятся за иерархов Церкви, священников, монахов и всех присутствующих. Это называется «великим входом».

Среди молитв, которые звучат во время Литургии верных, особо выделяются две: «Символ веры» и «Молитва Господня» («Отче наш…»). Первая из них представляет собой краткое изложение христианского вероучения, а вторая дарована самим Спасителем. В знак особого почтения эти молитвы поют не только хористы, но и все прихожане со священником во главе.

Кульминация Литургии верных – причащение. Сначала в алтаре причащаются священнослужители, затем потир выносят из алтаря, и начинается причащение прихожан. Первыми к чаше подходят дети, затем взрослые. Подходя к чаше, христиане крестообразно складывают руки на груди, вкушают Святые Дары и целуют чашу, а затем отходят к столику, чтобы запить причастие разбавленным вином («теплотой»).

Возблагодарив Бога за причастие, священник возвещает об окончании литургии словами: «С миром изыдем!», а хор поет: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».

Как правило, по окончании Божественной литургии священник произносит проповедь. В ней подробно разъясняется содержание того отрывка из Евангелия, которое читалось во время службы.

Прихожане по очереди подходят к священнику и целуют крест, который он держит в руках. После этого христиане покидают храм.

Связанная статья

Облачения каких цветов используют православные священнослужители за богослужением

  • Портал “Азбука веры”: Божественная литургия
  • Как правильно вести себя в Храме

В православной Церкви воскресенье занимает особый день календаря. Это средоточие всей богослужебной недели, особый праздник, само именование которого указывает на чудесное событие Воскресения Господа Иисуса Христа. Неслучайно каждый воскресный день в православии именуется малой Пасхой.

Все православное богослужение делится на определенные службы из суточного круга, отправляющиеся в установленное время. За сотни лет становления и развития православного богослужения был выработан устав, определяющий порядок и особенности каждой службы.

В православии богослужебный день начинается с вечера суток накануне празднуемого события. Поэтому воскресное богослужение в храме начинается в субботу вечером. Чаще всего вечер субботы ознаменован отправлением воскресной великой вечерни, утрени и первого часа.

На воскресной вечерне среди прочих стандартных песнопений, хор исполняет определенные стихиры, посвященные воскресшему Господу. В некоторых храмах в конце воскресной великой вечерни совершается лития с освящением хлеба, пшеницы, елея (масла) и вина.

На воскресной утрене поются специальный тропарь на один из восьми гласов (напевов); исполняется полиелей – особое песнопение “Хвалите имя Господне”, после которого хор поет воскресные тропари “Ангельский собор”. Также на воскресной утрене читаются специальные каноны: канон воскресный, честному кресту и Богородице (иногда, в зависимости от порядка соединения воскресной службы с памятью чтимого святого, каноны могут меняться). В конце утрени хор поет великое славословие.

Заканчивает субботнее вечернее богослужение первый час, после которого священник совершает таинство исповеди для тех, кто желает причаститься святых Тела и Крови Христовых на литургии в воскресный день.

В само воскресенье служба в православном храме начинается утром. Обычно в половине девятого. Сначала читаются последования третьего и шестого часа, а потом следует главное богослужение воскресного дня – божественная литургия. Сама литургия обычно начинается в девять утра. Чаще всего в православных храмах в воскресенье отправляется литургия, составленная великим святителем Иоанном Златоустом архиепископом Константинопольским. Это чинопоследование стандартно, разве что хор исполняет специальные воскресные тропари в зависимости от текущего гласа (их всего восемь).

Обычно по воскресеньям в храмах по окончании литургии совершается молебен, во время которого священник сугубо молится о нуждах верующих людей: о здравии, об исцелении в болезнях, благословении в путешествие и др.

После окончания молебна в храме может быть совершена панихида в память об усопших и отпевание. Таким образом, Церковь в воскресный день не забывает особо помолиться не только о здравии живых людей, но и об усопших сродниках.

Как проходит воскресная служба в церкви

Церковные богослужения или, народными словами, церковные службы — главные события, для которых и предназначены храмы. Согласно православной традиции, в них ежедневно совершаются дневные, утренние и вечерние обряды. И каждое из этих служений состоит из 3-х видов служб, которые в совокупности объединены в суточный круг:

  • вечернее — из вечерни, повечерия и девятого часа;
  • утреннее — из утрени, первого часа и полуночницы;
  • дневное — из Божественной литургии и третьего и шестого часа.

Таким образом, суточный круг включает в себя девять служб.

Необходимость посещения храма

Иисус Христос, Господь наш и Спаситель, пришедший на землю ради нас, основал Церковь, где присутствует поныне и невидимо все необходимое, что подается нам для вечной жизни. Где «невидимые Силы Небесные служат для нас», — говориться в православных песнопениях, «Где двое-трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» — написано в Евангелии (глава 18, стих 20-ый, Евангелие от Матфея), — так сказал Господь апостолам и всем, кто верит в Него, поэтому невидимое присутствие Христа во время служений в храме люди теряют, если не приходят туда.

Еще больший грех совершается родителями, которые не заботятся о служении Господу их детей. Вспомним слова нашего Спасителя из писания: «Пустите детей своих и не препятствуйте им ходить ко Мне, ибо для них есть Царство Небесное». Также Господь говорит нам: «Не хлебом будет жить человек, а всяким словом, исходящим из Божьих уст» (глава 4, стих 4-ый и глава 19, стих 14-ый, то же Евангелие от Матфея).

Духовная пища тоже необходима человеческой душе, как и телесная для поддержания сил. И где же человек услышит Божье слово, как не в храме? Ведь там, среди верующих в него, пребывает сам Господь. Ведь именно там проповедуется учение апостолов и пророков, говоривших и предсказывавших по внушению Духа Святого, там учение Самого Христа, который и есть истинная Жизнь, Мудрость, Путь и Свет, который просвещает каждого прихожанина, грядущего в мир. Храм — это небо на нашей земле.

Богослужения, которые совершаются в нем, по словам Господа, — это дела ангелов. Проходя учения в церкви, храме или соборе, христиане получают Божье благословение, способствующее успеху в добрых делах и начинаниях.

«Ты услышишь звон колокола церковного, призывающего к молитве, и совесть подскажет о том, что нужно идти в дом Господень. Пойди и отложи, если можешь, всякие дела в сторону и поспеши в Божью церковь» — советует Феофан Затворник, святитель православия, — «Знай, что Ангел твой хранитель зовет тебя под кров дома Господня; это он, твой небожитель, напоминает о Небе земном, чтобы ты там смог освятить душу твою благодатию Христовою и усладить сердце свое небесным утешением; и, — кто знает как будет? — может быть, он зовет тебя туда еще и для того, чтобы отвести от тебя искушение, которое никак не избежать, ведь если дома останешься не укрыть тебя под сению дома Господнего от опасности великой…».

Христианин в церкви учится Небесной мудрости, которую приносит на землю Сын Божий. Он узнает и подробности жизни своего Спасителя, и знакомится с поучениями и житием угодников Божьих, и принимает участие в церковной молитве. А соборная молитва — великая сила! И тому есть примеры в истории. Когда апостолы находились в ожидании пришествия Духа Святого, они пребывали в единодушном молении. Поэтому в церкви мы в глубине души ожидаем, что и к нам придет Дух Святой. Так бывает, но только в том случае, если мы не создадим для этого препятствия. К примеру, недостаточная открытость сердца может помешать прихожанам в соединении верующих при чтении молитв.

В наше время, к сожалению, это происходит довольно часто, так как верующие неправильно ведут себя, в том числе и в храме, и причиной этому является незнание истины Господней. Господь знает и мысли наши, и чувства. Он не оставит искренне верующего в него, а также нуждающегося в причащении и покаянии человека, поэтому двери Божьего дома всегда открыты для прихожан.

Литургия и Причастие в чем разница?

Литургия — это название церковной службы, а причастие это приём (с должной подготовкой) святых даров. Причастие, это как новая свежая рубашка — на грязное тело одевать нельзя. Причастие дается как награда за пост и усиленное чтение молитв.

1.Как подготовиться к службе в церкви в воскресенье (к Литургии)правильно, если хотите причаститься?

Если вы решили посетить храм в воскресенье «по полной», то следует заранее подготовится. Воскресная утренняя «самая сильная» служба в церкви называется Литургия (когда причащаются, то есть священник даёт «кровь и тело христово» =кусочек хлеба в вине). Можно много говорить о пользе причастия, но тут мы поговорим о том, как к нему приготовиться:

-Готовиться нужно за пару дней.

— Надо попоститься хотя бы пятницу и субботу: не есть животной пищи, не грешить: не выпивать спиртного, не совершать «супружескую близость», стараться не материться, не обижать и не обижаться.
— в субботу прочитать на ночь 3 канона (займет времени около 40 минут) (канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю) + ещё минут 35 «Последование ко Святому Причащению.»
— вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущий (около 20 минут)
— после полуночи не есть, не пить и не курить, то есть лечь спать до 00-00.

2.Когда приходить в церковь перед утренней воскресной службой (Литургией)? Когда начало воскресной службы утром?

Литургия и Причастие

В церковь приходим примерно в 7-20 (но лучше смотрите расписание).
До этого времени надо:
— быть строго натощак в т.ч. не курить. Можно только почистить зубы, и то стараться ничего не глотать.
– прочитать утреннее правило (мин 15-20)

В самой церкви? когда идет Литургия и Причастие:

— пишем записки за здравие и за упокой (можно простые)
— подходим и целуем центральную икону.
— ставим свечки кому хотим (я обычно ставлю 3 свечки: на главный подсвечник,святому на желанию и за упокой).

Во время самой службы свечки ставить не надо, так как это отвлекает всех.

— занимаем очередь на исповедь. Она начинается обычно в 7-30 (опять же смотрите расписание богослужений именно в вашем храме). Исповедуемся.
— занимаем место: мужчины в правой стороне храма, женщины в левой.
— Литургия идет около 2 часов. Всё это время слушаем молитвы, думаем » о жизни, что где сделали неправильно» и всё время повторяем «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного».

Время обычно проходит быстро, когда идёт Литургия и Причастие.

Литургия вынос

-Когда все начали читать «Символ веры» — значит скоро будет само причастие.
— Когда все начали читать «Отче наш» — значит причастие будет совсем скоро.
— Когда первый раз священник выносит 2 большие чаши – то просто клоним голову.
— Когда священник выносит малую чашу (она с причастием) – то кланяемся,становясь на колени.
— Могут понести по церкви подносы для милостыни. Пожертвуйте туда денежку, сколько не жалко.

3.Что делать во время самого причастия?

— Причастие: сначала причащаются малые дети, потом мужчины, потом женщины. Причащаться имеет право только тот, кто правильно готовился. Не гневайте Бога.
— При подходе к причастию скрещиваем руки на груди (правая наверху). Подходим к чаше как можно ближе. Не крестимся, чтобы не задеть чащу. Называем имя, открываем рот, кушаем с ложечка Причастие, даем себя вытереть, целуем чашу и идем заедать и запивать.
— На специальном столике берём маленькую чашечку с запивкой и кусочек просфоры. Заедают и запивают для того, чтобы кусочки Причастия полностью попали внутрь, а не вылетели случайно со слюной или ещё как-нибудь. Лучше сначала запить, потом съесть просфору.
— Дожидаемся конца службы, чтобы поцеловать крест. Священник может сказать «Причастники, выслушайте слова благодарственной молитвы» — тогда идем слушать молитву. Если этого не произошло, то сами дома читаем » Благодарственные молитвы по святому Причащению».

4.Что делать после того, как причастился?

— на колени уже нигде не встаем: ни перед иконами, ни в остатке службы
— ждем конца службы и целуем крест священника.
— читаем благодарственные молитвы по Святом Причащении
— можно идти домой. Сразу после причастия не в коем случае сразу не курите и не пейте спиртного (сначала хотя бы поешьте нормально). Не оскверняйте Причастие.

Источник: https://rostovhramvrs.ru/sluzhba-v-tserkvi/

Общественные богослужения или, как говорят в народе, церковные службы — это главное, для чего предназначаются наши храмы. Ежедневно Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит в свою очередь из трех видов богослужений, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений:

вечернее — из 9-го часа, вечерни и повечерия;

утреннее — из полунощницы, утрени и 1-го часа;

дневное — из 3-го часа, 6-го часа и Божественной литургии.

Таким образом, весь суточный круг состоит из девяти служб.

В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня.

На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. Христиане возносят благодарение Господу за прожитый день.

После вечерни по церковному Уставу положено служить повечерие. Это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущим, на которых вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти диавола.

В полночь полагается совершать третью службу суточного круга — полунощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о Втором пришествии Спасителя и о Страшном суде.

Перед восходом солнца служится утреня — одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв.

Около семи часов утра совершают 1-й час. Так названа краткая служба, на которой Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

3-й час (девять часов утра) служится в воспоминание событий, происходивших в Сионской горнице, где на апостолов снизошел Дух Святый, и в претории Пилата, где Спасителю был вынесен смертный приговор.

6-й час (полдень) — время распятия Господа, а 9-й час (три часа пополудни) — время Его крестной смерти. Этим событиям и посвящаются вышеназванные службы.

Главным же богослужением Православной Церкви, своеобразным центром суточного круга, является Божественная литургия. В отличие от остальных служб литургия предоставляет возможность не только вспомнить о Боге, всей земной жизни Спасителя, но и реально соединиться с Ним в таинстве Причащения, установленном Самим Господом во время Тайной Вечери. По времени литургия должна совершаться между 6-м и 9-м часом, до полудня, в предобеденное время, отчего ее называют также обедней.

Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания Устава. Так в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы.

Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два—четыре часа на приходах и три—шесть часов в монастырях.

Утром последовательно служатся 3-й час, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии — ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов.

В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко святому Причащению.

Помимо ежедневных церковных служб (таких как утреня, или вечерня, или часы) совершаются также службы по потребностям христиан, то есть требы. Например: Крещение, Венчание, Соборование, молебны, отпевания и другие.

Богослужения совершаются обычно в храме и только священнослужителями, верующие же участвуют в них молитвой и пением.

О необходимости посещать храм Божий
О устройстве храма
О поведении в храме
О богослужениях, совершаемых в храме
О смысле всенощного бдения и Божественной литургии
О поклонах и крестном знамении
О священническом благословении
О поминовении
О просфоре, антидоре и артосе
О святой воде
О церковной свече
О целовании Святого Евангелия, Креста, честных мощей и икон
Твои первые молитвы

Источник: https://pravoslavie.ru/put/shagi/pervieshagi04.htm

Круг богослужения

Богослужения — это главное назначение всех храмов, они совершаются там ежедневно, и посетить их может каждый верующий. Не каждый человек знает, во сколько начинается служба в церкви, а так же о том, что существует суточный круг богослужений, который как раз и включает в себя все три вышеуказанные службы.

Какого-то общего правила нет, особенно это касается будних дней. Храмы всегда открыты уже самым ранним утром, поэтому время служб, чаще всего, устанавливается священником с учетом пожеланий людей, посещающих данных храм. Однако есть некоторые правила, составляющие суточный круг богослужений:

  1. Утренняя литургия или заутреня проводится в любой период времени с полуночи или 1 часа ночи. По воскресным дням время отодвигается до 7-8 часов утра — это стандартное время для воскресных утренних служб. Такое раннее, можно сказать, ночное время, выбрано не случайно. Не каждый знает, что началом новых суток считается не полночь, а 6 часов вечера — так повелось еще с ветхозаветных времен.
  2. Дневное богослужение — обедня. Может начинаться в 15 до 18 часов дня.
  3. Вечерняя литургия или вечерня. По времени это 19-20 часов.

Вечернее богослужение

Это богослужение включает в себя 9-й час, повечерие и вечерню. 9-й час — это, как уже упоминалось, смертные муки Христа и смерть Его. Поэтому в это время очень важно свершать молитву, это упоминалось еще в Апостольских постановлениях. Неспроста 9-й час может быть присоединен как к обедне, так и к вечерне. Как правило, он совершается перед вечерней, но его принято проводить с богослужениями прошедшего дня.

Повечерие — это вечернее богослужение, совершаемое после вечерней еды. Оно совершается не всегда, а только в дни Великого поста, на Рождество и Богоявление. В прочие дни обходятся малым повечерием, включающим «Отче наш», псалмы, Великое славословие, канон (но не всегда).

Вечерняя служба в церкви может быть вседневной (проводится по будним дням), малой (совершается перед всенощными бдениями) и великой (та, которая идет под праздники или в воскресенье). Великая вечерня самая обширная, она включает в себя множество молитв, псалмов, стихов и прочего. Малая вечерня — это сокращенный вариант вседневной. Именно она вместе с Великой вечерней, утреней и первым часом называется всенощным бдением.

Правила поведения

Направляясь в церковь вообще и на Богослужение в частности, следует помнить, что храм — особенный мир, со своим уставом и правилами. Нормы поведения там достаточно строги, что может несколько напугать людей, которые ранее не посещали это место или делали это очень редко.

  1. Перед посещением Богослужения лучше отказаться от приема пищи, ведь каждое церковное таинство совершается натощак.
  2. Самое важное, даже при простом посещении церкви, не говоря уж о Богослужении, это опрятность в одежде. Не нужно путать это понятие с дороговизной с материальной точки зрения. Все имеющиеся украшения не должны привлекать постороннего внимания. Аккуратность и только она важна — это своего рода дань уважения к Господу. Причем, это касается как женщин, так и мужчин. Наиболее приветствуется одежда светлых тонов, за исключением, конечно, скорбных событий — в этом случае только темная.
  3. Мужчинам желательно отказаться одежды, которая оголяет конечности — футболок и шорт, желательно, чтоб эти части были прикрыты. При посещении храма мужчинам лучше избегать ярких красок, надписей, дыр на одежде. Голова у мужчины в церкви всегда не покрыта.
  4. Примерно те же правила касаются и женщин. Так же важно, чтоб одежда не была слишком сильно обтягивающей. Голова женщины, наоборот, покрыта — это тоже считается знаком уважения к Богу.
  5. Перед входом человек обязательно должен посмотреть на крест, расположенный на дверях, и трижды перекреститься, сопровождая это действие поклонами. В притворе, который расположен за дверями храма, нужно снова проделать эту процедуру и тогда можно будет заходить в сам храм.
  6. Выбирать себе место можно любое с одним лишь правилом: женщины стоят слева, мужчины справа. Кроме того, не следует загораживать главный проход. Если имеются лавочки, то нужно уяснить себе, что они созданы для тех, кто не сможет выстоять службу — инвалиды, дети, пожилые люди. Сидеть на лавочке нужно скромно, не раскидываться и занимать как можно меньше места. Нельзя стоять или сидеть спиной к алтарю. Не допускается наличие включенных мобильных устройств, поэтому об этом нужно позаботиться заблаговременно.
  7. Не нужно в храме держать руки в карманах, скрещивать на груди или за спиной. Нельзя толкаться, громко разговаривать — вообще лучше соблюдать полнейшую тишину.
  8. На службу лучше приходить заранее, это время уйдет на то, чтобы поставить свечи, приложиться к иконам, подать записки.
  9. Если в церкви присутствует маленький ребенок и родителям не удается добиться от него надлежащего поведения, то будет лучше вывести его, дабы не нарушать таинство и не создавать проблем для прочих прихожан.
  10. Не следует покидать храм раньше, чем служба закончится. Не слишком просто выстоять ее всю, ведь вечерняя служба в церкви может занять до 3 часов, но стоит запастись терпением. Если возникают веские причины покинуть церковь раньше окончания богослужения, то это нужно сделать как можно более незаметно. Сколько длится то или иное таинство — подскажет священник, если поинтересоваться у него заранее.
  11. Иногда свечу некуда установить. В этом случае можно просто положить свечу рядом, она обязательно будет поставлена, как только в подсвечнике появится место.

Очень много вопросов возникает по поводу того, можно ли женщинам в критические дни посещать церковь. Запрета не существует, рекомендуется только по возможности отказаться от участия в таинствах, а просто приходить для того, чтобы помолиться, поставить свечи.

Не все знают, куда какие свечи ставят, а это очень важно. Нет сомнений, за здравие их ставят перед ликами святых. Для свечей за упокой имеется панихидный столик, представляющий собой подсвечник с распятием. Многие желают подать записки — их передают служкам, которые, в свою очередь, перенаправят их священнику.

При выходе из храма так же нужно 3 раза крестятся, стоя лицом к фасаду. Все эти же правила нужно соблюдать и при посещении монастырей.

  1. Утреннее богослужение обязательно должно быть проведено до восхода солнца.
  2. Вечерня — это богослужение, которое совершается в вечерние часы. По праздничным дням его совмещают с ночными бдениями или утреней.
  3. Если человек не знает всех молитв и псалмов, не возбраняется взять в церковь молитвослов.

Источник: https://TayniyMir.com/molitvyi/nachinaetsya-sluzhba.html

Литургическая символика

Проблема восприятия литургического действа по своей сложности и необъятности является предметом отдельной богословской дисциплины — т. н. литургического богословия. Семантически наиболее сложна Евхаристия, но и вся структура организации богослужения многопланова. В вечно длящемся евхаристическом действии Сам Христос является одновременно и Божеством, которому возносится Жертва, и самой Жертвой, приносимой за грехи мира, и Архиереем (жрецом), приносящим Жертву.

Топографический символизм

Сам храм, где происходит богослужение, его архитектура и убранство являются образом трансцендентного и имманентного мира. По учению Иоанна Геометра (X век), храм есть «подражание вселенной» (PG,106,943A), то есть он является литургическим образом мира, близким к миметическому подобию. В храме сконцентрированы «все красоты вселенной». Земля, море, воздух, планеты и звезды явлены в пространстве храма, в его архитектуре, облицовке и росписях. Здесь потустороннее является в посюстороннем, трансцендентное становится имманентным, смысл сходит во всякий предмет, здесь снимается противоречие между духовным и материальным, небо спускается на землю, Бог становится человеком, воплощается в мире. «Если существует некоторое слияние противоположностей всего мира, дольнего и горнего — оно здесь» (Иоанн Геометр, PG, 106, 944B). По учению патриарха Германа, церковь является земным небом, вообще все внутреннее пространство храма — увеличение степени значимости с запада на восток и снизу вверх,— весь внутренний его интерьер мистически являет, в структуре т. н. «топографического символизма», реальности высшего духовного порядка. Так, по учению отцов Церкви, конха является Вифлеемской пещерой и, одновременно, по Герману и Софронию Иерусалимскому, местом погребения Христа (гробом Господним); жертвенник является яслями Христа, Его гробом и, одновременно, небесным жертвенником. Своды алтаря и потолок храма — образы двух уровней неба; лампады и свечи — образы вечного Света; стихарь — образ плоти Христовой; архиерей — образ Господа, иереи — духовные чины, диаконы — ангелы, и т. д.

Церковь земная и небесная

Изображения храма также включаются в литургическое действо, мистически являя единение неба и земли. Так, по Симеону Солунскому, «священные изображения» Спасителя, Богоматери, святых и апостолов на алтарной преграде (иконостасе) означают «и пребывание Христа на небе со своими святыми, и присутствие его здесь, среди нас» (345 CD). Таким образом, по учению св.отцов, вся Церковь, земная и небесная, участвует в Литургии. При этом и сами участники Литургии изображают небесные силы в их «великом и страшном» служении, о чём поется в Херувимской песне: «Мы, херувимов тайно изображающие…».

Все эти «изображения», литургические образы, не являясь по сущности архетипом, по своей антиномической природе обладают его силой. Литургическим образом является и сама словесная часть Литургии, которая не случайно облечена в напевно-мелодическую форму. «Мне кажется,— писал св. Григорий Нисский,— что философия, проявляющая себя в мелодии, есть более глубокая тайна, чем об этом думает толпа». Ту же мысль высказывает и св. Иоанн Златоуст: «Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет её, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение».

Литургия как воспоминание

Литургическая символика тесно связана с пониманием богослужения как «воспоминания» (анамнесиса). Св. Дионисий Ареопагит, поясняя литургическое священнодействие, говорит, что оно совершается «в Его воспоминание». Но это особое, вневременное воспоминание, не подчиняющееся логике бытия. В нём вспоминают и прошлое, и настоящее, и будущее, как уже бывшее и вечно длящееся, то есть это воспоминание, выходящее за пределы антиномии «литургического времени», преодолевающее и этим снимающее её. Так анамнесис (часть евхаристической молитвы) литургии, приписываемой св. апостолу Иакову, брату Господню, «вспоминают» «второе и славное и страшное Его пришествие, когда Он придет со славою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его». Так же и в Литургии св. Иоанна Златоуста, в евхаристической молитве, «вспоминают» «вся еже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие.». Не только отдельные молитвы и части Литургии, но и внутреннее устройство храма имеет «напоминательное» значение. Так, по патриарху Герману, «алтарь указывает на второе пришествие Его, когда Он придет со славою судить живых и мертвых» (PG, 98, 389D).

Литургическая символика не только многопланова, но и динамична, она меняется в процессе богослужения: антиномичность литургических образов простирается не только на онтологическую сферу, но и на временную. Так, дискос с положенными на нём частицами просфоры в Проскомидии выступает как образ Церкви небесной и земной и, одновременно, изображает Вифлеемский вертеп. Стоящий на голове диакона при Великом Входе, он означает распятого Христа, а снятие тела Иисуса с креста изображается снятием дискоса с головы диакона.

Максим Исповедник в своем «Тайноводстве» различает в литургической символике общее, более широкое значение каждого элемента, и его частные смыслы. Так, Церковь в общем плане является «образом и изображением Бога», а в частном плане — ибо она состоит из святилища и собственно храма, «наоса» — образом мысленного, ноэтического и чувственного мира, а также — образом человека и, кроме того, души, как состоящих из духовной и чувственной частей (PG, 91, 705A-C). Малый вход вообще означает первое пришествие Христа, а в частности — обращение неверующих к вере и т.п.

Вся Евхаристия, согласно поздним толкованиям, выражает земную жизнь Христа. Так, первая часть Литургии — Проскомидия — это рождение Христа в Вифлееме, воплощение Слова (Логоса); Малый Вход — выход Его на проповедь; Великий Вход — страсти и крестная смерть; поставление Даров на престоле — положение Иисуса во гроб и т.д.

Выдающийся литургист протоиерей Александр Шмеман видел в Литургии:

  • Таинство Собрания;
  • Таинство Царства;
  • Таинство Входа;
  • Таинство Слова;
  • Таинство Верных;
  • Таинство Приношения;
  • Таинство Единства;
  • Таинство Возношения;
  • Таинство Благодарения;
  • Таинство Воспоминания
  • Таинство Святого Духа;
  • Таинство Причастия.

Литургия византийского обряда

Священные сосуды, используемые за литургией (дар царевны Марии Алексеевны в Александровский Успенский монастырь)

В византийском обряде (православие и грекокатолицизм) в настоящее время служится традиционно три варианта литургии:

  • Литургия Иоанна Златоуста — совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий;
  • Литургия Василия Великого — совершается десять раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления (или в сами дни этих праздников, если они случаются в воскресенье или понедельник), в праздник Обрезания Господня и день памяти святого Василия Великого 1 января (14 января), в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие (Страстные) четверг и субботу;
  • Литургия преждеосвященных Даров (составлена Григорием Двоесловом в VI веке) — совершается только Великим постом: в среду и пятницу первых шести седмиц поста, в четверг пятой седмицы поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, а также в дни памяти первого и второго обретения честной главы Иоанна Предтечи (8 марта в високосном году, 9 марта в невисокосном году по новому стилю) и сорока мучеников Севастийских (22 марта по новому стилю), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на субботу или воскресенье.

Также в некоторых случаях допускается служение таких вариантов литургий:

  • Литургия апостола Иакова служится в некоторых Поместных Православных церквах (напр., Иерусалимской, Элладской и некоторых епархиях Русской) один или несколько раз в год — в день памяти апостола Иакова, брата Господня — 23 октября (5 ноября), 8 и 17 января, и в другие дни. По преданию, зафиксированному Проклом Константинопольским и потому бесспорно принимавшемуся вплоть до XIX века, Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста являлись последовательными сокращениями Литургии апостола Иакова..
  • Литургия апостола Марка — в апреле 2007 года Архиерейский Синод Русской православной церкви заграницей, рассмотрев сообщение протоиерея Иоанна Шо о чинопоследовании Божественной литургии святого апостола Марка, счёл полезным напечатать это чинопоследование и благословил его совершение в храмах Русской Зарубежной Церкви.

Последование Литургии

Подробный порядок совершения Литургии приводится в Чиновнике архиерейского священнослужения и в Служебнике:

  • Входные молитвы и облачение. Проскомидия.
    • Вхо́дные молитвы;
    • Облаче́ние;
    • Проскоми́дия;
    • Молитва приношения (древняя проскомидия).
    • Третий и Шестый часы
  • Литургия оглашенных.
    • Возглас «Благословенно Царство…»;
    • Великая ектения;
    • Антифоны (изобразительные, вседневные или праздничные), в том числе Единородный Сыне. По Уставу песненных последований антифоны пелись попеременно духовенством и народом по пути крестного хода на престольный праздник;
    • Малый вход с Евангелием (вход в храм);
    • Чтения:
      • Прокимен (в древности пелись псалмы полностью, иногда с повторением отдельных стихов, и читались ветхозаветные паремии);
      • Аллилуиарий;
      • Чтение Апостола;
      • Проповедь (не обязательно);
      • Чтение Евангелия;
      • Проповедь (не обязательно);
    • Ектения, молитва и возглас об оглаше́нных;
    • Благословение оглашенных (в древности);
    • Отпуст оглашенных. Затворение дверей храма (в современном богослужении не совершается).
  • Литургия верных.
    • Преуготовление;
    • Херувимская песнь;
    • Великий Вход (перенесение хлеба и вина (приношения) с жертвенника на престол и проскомиди́йные поминове́ния);
    • Целование мира и испове́дание веры;
    • Святое возноше́ние (ана́фора) с пением «Милость мира»;
      • Начальный диалог предстоятеля с мирянами (на практике — с хором);
      • Префация (лат. Præfatio — введение, предисловие, обращение предстоятеля к Богу Отцу);
      • Санктус («Свят, свят, свят» — вечная ангельская песнь);
      • Ана́мнесис (греч. ανάμνησις — воспоминание Тайной вечери с установительными словами);
      • Эпиклеза (греч. ἐπίκλησις — призывание сошествия Святого Духа на предложенные дары);
      • Интерце́ссия (хода́тайственная молитва за всё человечество и за весь мир).
    • Приготовление к причащению (Отче наш);
    • Святое причащение;
      • Причащение духовенства в алтаре;
      • Причащение народа в храме;
      • Гимны после причащения («Да испо́лнятся уста́ на́ша …»).
    • Благодарение после причащения;
    • Заключительные молитвы;
  • 33 псалом;
  • Отпуст народа;
  • Многолетие;
  • Проповедь, объявления о предстоящих службах, напутствие;
  • Прикладывание ко кресту;
  • Раздача антидора и святой воды;
  • Благодарственные молитвы по Святом Причащении.

> Литургия латинского обряда Основная статья: Месса

Другие литургии

Термину Литургия для определения главного публичного богослужения (как правило, евхаристического) отдавалось также предпочтение (вместо названия Месса) богословами лютеранской Реформации XVI в. Этим имелось в виду подчеркнуть правильность общинного характера такого богослужения в христианской Церкви, в противоположность практике служения римокатолических «частных» месс — которые служились священником в уединении, а также «шептанных» римокатолических месс, при которых хотя миряне возможно присутствовали, однако вся месса тихо произносилась священником без какого-либо их (или хора) участия. Название Литургия сохраняется для названия главного богослужения у лютеран. Такое лютеранское богослужение, в своей традиционной форме, в общем следует порядку обрядов до-тридентской римокатолической мессы, с включением дополнительно 5-10 гимнов и исключая элементы, неприемлемые для лютеран с точки зрения вероучения, а именно:

Основная статья: Лютеранское богослужение

  • не проводятся процессии Тела и Крови Христовых — поскольку принятие Евхаристии, а не поклонение её видам, почитается в лютеранстве единственным установленным Христом, а посему единственно богоугодным, назначением содержащих Тело и Кровь Христовы причастных видов (освященных хлеба и вина);
  • основательно пересмотрен офферторий (имеет аналогию с Великим Входом в литургии Восточной Церкви), дабы удалить из него элементы, могущие дать впечатление о принесении в Таинстве Причастия жертвы Богу со стороны людей (церковнослужителя), по причинам см. ниже;
  • удален канон мессы, поскольку по мнению лютеран из него следует, что со стороны и от лица собственно человека при Евхаристии осуществляется (либо «возобновляется») принесение жертвы (officium) Богу (за грехи живых и усопших или по иному поводу) — тогда как единовременная и вседостаточная жертва за грехи была принесена Христом на кресте, а в Евхаристии Христос, посредством выступающего в Его лице (in persona Christi) церковнослужителя, дает людям Причастие Своих Тела и Крови — в качестве Своего благодеяния (beneficium) и средств наделения причастников божественной благодатью Св. Духа (instrumenta sive media Spiritus Sancti).

Чины лютеранских литургий исторически восходили по своей структуре к одной из двух отличных традиций — немецкой либо шведской, однако уже на раннем этапе возник довольно широкий спектр местных особенностей. После упадка в лютеранской богослужебной практике под влиянием рационализма и пиетизма в XVIII—XIX вв., в сер. XIX — нач. XX в. в лютеранстве многих стран (в том числе Российской империи) развивалось движение «литургического возрождения», способствовавшее возобновлению в лютеранском богослужении утраченных прежде элементов «кафолической» литургической преемственности Западной Церкви (в первую очередь, евхаристического канона). Кроме того, в нач. XX в. вероисповедные критерии лютеранства были приложены на Зап. Украине для лютеранской редакции литургии Иоанна Златоуста — результатом чего стал лютеранский обряд литургии славяно-византийского происхождения, используемый в настоящее время в УЛЦ.

О литургии в Англиканской церкви — см. Литургия в Англиканской церкви).

О литургии в Ассирийской церкви Востока, Халдейской и Сиро-малабарской католических церквах — смотри Восточно-сирийский обряд, литургия Фаддея и Мария, литургия Феодора Мопсуестийского, литургия Нестория.

Божественная литургия — что это такое, когда она совершается и сколько длится

Примечательно, что многие из тех, кто посещает богослужения, могут вовсе не понимать значения и глубокого смысла Божественной литургии. Слова, произносимые в песнопении, остаются также непонятыми. Пробел в знании такого рода лишает молитву осмысленности, поэтому, разговаривая с Богом – нашим Отцом Небесным – мы должны осознанно подходить к данному вопросу. Христиане должны понимать, что означают слова, которые они слышат и которые произносят.

Для многих посещение церкви становится чуть ли не подвигом в духовном смысле, ведь приходится долгое время ждать своей очереди на исповедь, а затем слушать непонятные речи церковника. На самом же деле, когда мы приходим в Церковь, то, по сути, оказываемся в Сионской горнице, где ждем своего часа духовного очищения.

Нужно быть готовым к православному богослужению, чтобы вместе со всеми, единым сердцем и устами, воспевать славу Господу. В этой статье будет раскрыт смысл и дано объяснение данной церковной службы, рассказано о её происхождении, о том, какие бывают разновидности, каким образом совершаются, каков порядок.

Оглавление:

  • Что такое литургия в церкви
  • Происхождение Православной Литургии
  • Какие бывают литургии
  • Порядок совершения полной литургии и ее объяснение
  • Заключение

Божественная Литургия с пояснениями — скачать, слушать онлайн

Также есть замечательная лекция протодиакона Андрея Кураева о Божественной Литургии, в которой доходчивым языком и легким слогом дается подробное объяснение православного обряда (понятное даже для чайников в данном вопросе).

Лекции протодиакона Андрея Кураева, изобилующие пояснениями, можно найти в видео- и аудио формате, посмотреть и послушать онлайн, а также скачать. Такие материалы рекомендуются для ознакомления как начинающим свой православный путь людям, так и воцерковленным прихожанам.

Не стоит путать божественную литургию с заупокойным богослужением, которое называется панихидой. Отличается эта служба тем, что на ней поминаются усопшие, служится в день смерти покойного, так же на 3-й, 9-й, 40-й день, и в каждую годовщину после смерти, в дни рождения, именин.

Панихида может служиться как в церкви священником, так и дома — мирянином. Во время данной службы, уповая на милосердие Божие, у Господа выпрашивается прощение грехов усопшему и вечная жизнь.

Пожалуй, всем полезно знать, что нельзя делать в церковные праздники.

Какие бывают литургии

Литургические чины разнятся в зависимости от места проведения. Например, в Израиле сформировался чин литургии апостола Иакова.

Суть и значение различных вариантов священного обряда абсолютно едины, а разница заключается в молитвенных текстах, произносимых батюшками и священниками.

Хочется отметить, что в различных храмах служат сразу две службы — раннюю и позднюю. Первая, как правило, начинается около 7 часов утра, а вторая — в 10 ч. Службы проводятся в разных приделах, служат разные священники, исповедь бывает и в раннюю, и в позднюю обедню.

Сделано это для самих же прихожан — те, кто работает, могут посещать ранние службы, а так же матери и отцы семейств могут присутствовать на таких богослужениях без детей, а своих домочадцев приводить на позднюю службу. Таким образом каждый верующий христианин может насладиться молитвенным общением с Богом.

Литургия апостола Иакова

Данный чин относится к Иерусалимскому типу, составленному апостолом Иаковом. В 30-х годах чин был введен также в Русской православной церкви, однако, не в России, а за рубежом. Спустя 40 лет данная разновидность церковной службы получила распространение в Московском патриархате.

На сегодняшний день богослужение совершается в Православных церквях нашей страны по нескольку раз в год.

Отличием этого обряда от остальных ему подобных является способ проведения службы для мирян. Причащение Тела и Крови Христовой происходит раздельно: сначала вкушают хлеб из рук священника, а затем от другого служителя принимают Чашу Крови Христовой.

Такая служба совершается в день памяти Святого Иакова — 23 октября, а так же служится на Востоке и в некоторых российских храмах.

Литургия апостола Марка

Этот чин относится к классическому Александрийскому типу. К особенностям богослужения в данном случае относится лаконичность, выразительность, четкость.

Благодаря этим качествам обряд стал пользоваться большой популярностью сразу в нескольких странах – вначале его проводили в Александрии, затем в Египте, а после в Италии, Армении и в Сирии.

Проведение литургии заключается в том, что сначала осуществляется процессия священнослужителей (малый вход), затем идут возгласные молитвы.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Это одна из трех служб, совершаемых в Русской Православной Церкви, к числу которых относятся литургия святителя Василия Великого, на основе которой составлен чин Иоанна Златоуста, и литургия святителя Григория Двоеслава.

Богослужение проводится практически круглый год, за исключением некоторых особых дней.

Литургия святителя Василия Великого

Богослужение проводится 10 раз в году, в том числе на Рождество и на Крещение.

Порядок проведения и содержание службы, за некоторыми исключениями, совпадают с предыдущим чином.

Литургия святителя Григория Двоеслова

Данное богослужение также называется литургией Преждеосвященных Даров. Объясняется это тем, что Тело и Кровь освящаются во время данной службы, а затем прихожане и священнослужители причащаются ими.

Совершается Православный обряд в среду и в пятницу Великого поста.

Порядок совершения полной литургии и ее объяснение

Перед совершением главной церковной службы, священнослужители должны подготовить себя. Ещё не надевая на себя никаких облачений, встав в храме перед царскими уратами, священники молятся, читая так называемые «Входные молитвы».

Затем служители кланяются и целуют иконы Спасителя и Божией Матери и произносят тропари.

После этого священники тайно молятся перед вратами о том, чтобы Господь укрепил их на проведение предстоящей службы. Далее они кланяются друг другу, святым иконам и народу, и входят в алтарь.

Длится служба около двух часов и проходит в основном в утренние часы. Длительность, однако, может быть совершенно разной, и кроме того, службы могут проводиться даже ночью или в вечернее время.

Как правило, обряд проводится в воскресные дни, а так же в дни праздников, в дни памяти Святых и празднования икон. Вся церемония богослужения представляет собой последовательный ряд действий, разделенных на несколько этапов, имеющих собственные названия и выполняющихся в соответствии с определенными правилами.

Церковная служба состоит из трех частей:

  • проскомидии;
  • литургии оглашенных;
  • литургии верных.

К числу полных обрядов не относится Литургия святителя Григория Двоеслова. Порядок и схема совершения полной церковной службы сводится к следующему.

Во-первых, священнослужители приготавливают вещество для совершения таинства Евхаристии из хлеба и вина. Во-вторых, идет подготовка к Таинству. И, в-третьих, совершается Евхаристия, в ходе которой освящаются Святые Дары, и происходит Святое Причащение участников богослужения.

Проскомидия

Это первый этап. Процесс заключается в подготовке и принесении необходимых атрибутов богослужения – хлеба и вина. Проскомидия осуществляется на алтаре во время чтения часов (молитвенных благословений, освящающих определенное время суток).

В самом начале проскомидии служители церкви облачаются в священное одеяние и читают входные молитвы. Далее на первой просфоре трижды делается изображение креста, произносится молитва. Из просфоры вырезается середина в виде куба – Агнец. Его возлагают на один из литургических сосудов – дискос.

Далее священник вливает в потир вино. По трем сторонам располагают частицы из пяти просфор. В конце священнослужитель покрывает сосуды с Дарами покровцами и «воздухом» и просит Бога дать благословение Дарам.

Литургия оглашенных

В давности участие в церковных обрядах требовало серьезной длительной подготовки. Люди должны были изучить религиозные догматы, посещать церковь, однако читать молитвы во время церковной службы они имели право лишь до принесения Даров с алтаря на престол.

Вначале произносятся молитвенные прошения, поются псалмы и тропари. Далее оглашенные должны покинуть место проведения православного обряда, поскольку наступает основной этап Божественной литургии.

Литургия верных

Как только звучит призыв оглашенным покинуть храм, начинается третья часть службы. Произносятся молитвенные прошения, поются песнопения. В это же время происходит перенесение Даров на престол. Данный процесс получил название великого хода, что символизирует собой шествие Спасителя на страдания и смерть.

Перед освящением святых Даров произносится просительная ектения. Также произносится ектения, которая подготавливает присутствующих к причащению, затем поется молитва «Отче наш». Далее происходит причащение Святых Христовых Тайн всех тех, кто подготовился к этому и получил благословение священнослужителя.

Важно знать: чтобы стать участником великого таинства Причащения верующие должны пройти литургический пост и очистить свою совесть — не кушать и не пить после 00 ч. накануне и прийти на исповедь.

После принесения Чаши в алтарь произносится краткая ектения. По окончании церковной службы священник призывает благословение на молящихся, прихожане целуют крест, читаются благодарственные молитвы.

Такова суть и порядок проведения Божественной службы. Каждый, кто причисляет себя к христианской вере, должен знать все о литургии и понимать смысл всех действ, чтобы вести диалог с Богом и сделать свою веру поистине осмысленной.

Источник: https://1001molitva.ru/tserkovnye-pravila-i-obychai/bozhestvennaya-liturgiya.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *