Солнце осенью какое

LiveInternetLiveInternet

Домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
*************************************************
ОCЕНЬ.
Для детей 5-7 лет
1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.
3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему «Перелетные птицы»), почему они так называются.
4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:
Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.
Помочь запомнить информацию.
6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое?) — …
Ветер осенью (какой?) — …
Дождь осенью (какой?) — …
Листья осенью (какие?) — …
Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) — …
Осенью солнце (что делает?) — …
Осенью птицы (что делаю?) — …
7. Словарная работа. Уточнить у ребенка, знает ли он значение слова «листопад». От каких двух слов оно произошло?
8. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Туча — тучка.
Солнце — …
Дождь — …
Ветер — …
9. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
Дождь идет, дожди … (идут)
Лист падает, листья …
Цветок вянет, цветы …
Птица улетает, птицы …
Ветер дует, ветры …
Дожди идут, дождь … (идет)
Листья падают, лист …
Цветы вянут, цветок …
Птицы улетают, птица …
Ветры дуют, ветер …
10. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.
День, когда идет дождь, какой? — … (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? — …
Дождик, который идет осенью, какой? — …

Погода, когда часто идут дожди, какая? — …
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? — …
Погода, которая бывает осенью, какая? — …
11. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.
1 лужа, 2 …, 3…, 4…, 5…
1 лист, 2 …, 3…, 4…, 5…
1 туча, 2 …, 3…, 4…, 5…
11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.
Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
12. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.
Летом солнце яркое, а осенью …
Летом небо светлое, а осенью …
Летом день длинный, а осенью …
Летом тучи ходят высоко, а осенью …
Летом люди растят урожай, а осенью…
Летом деревья стоят одетые, а осенью…
13. Словарная работа. Знакомство с пословицами.
Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.
— Лето — со снопами, осень- с пирогами.
— В ноябре зима с осенью борется.
— Холоден сентябрь, да сыт.
14. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.
Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
13. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).
Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят…
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)
Осень
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
(А. Плещеев)
14. Развитие логического мышления.
А) Учимся отгадывать загадки.
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
(Осенью)
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)
Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает?
(Дождь)
Б) Упражнение «Правильно — неправильно» на развитие понимания причинно-следственных связей.
Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.
15. Развитие связной устной речи.
А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.
Какая погода осенью?
Какой идет дождик осенью?
Где завяли цветы?
Листья опадают откуда?
Какие птицы улетели? Куда?
Что собрали колхозники.
Б) Пересказ с опорой на вопросы.
Осень.
Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.

Вопросы.
— Как светит солнце?
— Какие стали дни, а какие ночи?
— Что происходит с листьями?
— Что делают люди осенью в садах и на огородах?
— Куда улетают перелетные птицы?
16. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу «Осень». Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.
МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАСКРАШКИ.

Открытый урок по познанию мира в 1 классе на тему «Осень»

Предмет: познание мира, 1 класс

Тема урока: Осень

Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях в

природе осенью.

Задачи:

1.Дать более глубокие представления об изменениях в природе в сентябре,

октябре, ноябре.

2.Развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас, логическое мышление, познавательную активность, интерес к предмету.

3.Воспитывать бережное отношение к природе, наблюдательность,

умение слушать.

Тип урока: комбинированный

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический,

самостоятельная работа.

Оборудование: оформленная доска, мультимедийное сопровождение.

Ход урока:

1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся:

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

— О каком времени года загадка?

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется

Это время года как у нас зовется? (Осень)

(Видеоролик «Осенний позитивчик»)

2.Сообщение темы урока.

— Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Осени)

— Сегодня мы будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе, в жизни растений, птиц и животных.

3.Актуализация знаний.

Постановка проблемной ситуации.

В народе говорят: «Осень всех наградила, всё загубила»

Проверить верно или неверно это высказывание поможет в этом наш урок.

4.Работа над темой урока.

— Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя. Осень постепенно переходит из одной стадии в другую.

Стихотворение о сентябре.

Опустел колхозный сад

Паутинки вдоль летят

И на южный край земли

Потянулись журавли

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Сентябрь – ранняя осень.

–Как мы понимаем, что осень пришла? (Меняется погода).

Предлагаю назвать изменения в природе осенью с помощью упражнения «Скажи наоборот». Помогите закончить предложения.

— Летом небо светлое, а осенью серое, хмурое.

— Летом день длинный, а осенью короткий.

— Летом тучки ходят высоко, а осенью низко.

— Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а осенью в желтую, красную, оранжевую.

— Летом ночи теплые, а осенью холодные.

— Летом дождь короткий, ливневый, а осенью мелкий, моросящий.

— Летом люди одеваются легко, а осенью тепло.

— Молодцы. Все ответы верные.

— Какая главная задача стоит перед людьми осенью? (Уборка урожая. Чтобы быть сытым зимой, надо хорошо потрудиться осенью).

(Видеоролик «Что нам осень принесет»)

Вернемся к первой части нашей проблемы: «Осень всех наградила»

— Как вы понимаете?

Вывод: Осенью созревают овощи и фрукты в огородах и люди собирают свой урожай с радостью и благодарят осень, которая наградила всех таким богатым урожаем.

— Смогли мы доказать, что осень нас чем-то наградила?

Октябрь

Все мрачней лицо природы

Почернели огороды

Оголяются леса

Смолкнут птичьи голоса

Мишка в спячку завалился

Что за месяц к нам явился?

Октябрь — Золотая осень

Почему к зиме деревья.
Раздеваются кругом?
— А деревьям тоже нужно.
Раздеваться перед сном!

— Какое явление природы помогает деревьям приготовиться к зиме? (Листопад)

Послушаем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»

(Видеоролик И.А.Бунин «Листопад»)

— Назовите причины листопада. (Спасает от засухи деревья, от ломки ветвей, избавляет от вредных веществ).

Вывод: главная примета осени — похолодание. Осенние изменения в природе отражаются на жизни животных. Животные к холодной зиме готовятся осенью.

— Что происходит с насекомыми осенью?

(Часть насекомых погибает, часть улетает в теплые края (стрекозы, бабочки, божьи коровки), часть прячется в укромном месте и засыпает).

— Как готовятся к зиме лягушки, змеи, ящерицы?

(Прячутся в корнях деревьев, норах, под камнями, зарываются в ил и впадают в зимний сон).

— Как готовятся к зиме рыбы?

(Прячутся в ил и спят на дне лини, караси, сомы. Остальные рыбы бодрствуют).

Работа в паре. А сейчас мы с вами поработаем Мастерами Мозаики.

Соберите картинку птицы.

— На какие 3 группы можно разделить птиц? Перелетные, зимующие, кочующие.

— В каком порядке улетают перелетные птицы? (Насекомоядные, растительноядные, водоплавающие).

— Что их гонит: голод или холод? (Голод).

Интерактивный приём: «Интрига»

— Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт, большой и жёлтый,

Как же нас, конверт, нашел ты?

Как же ты попал в наш класс?

Разберемся. Ой, постой!

На конверте адрес наш,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишет нам лесной народ:

Ждем вас в гости!

Приходите в лес осенний,

Приходите погулять.

Будем с вами мы дружить

И покажем нашу жизнь.

— Кто написал нам письмо? Животные.

– С наступлением осени много забот появляется у диких животных.

— Как вы думаете, какие трудности появляются у животных с наступлением

осени? (холод, нет еды, негде спрятаться).

— Давайте, посмотрим, как же они готовятся к зиме?

(Видеоролик «Как звери готовятся к зиме?»)

Вывод: По тому, как дикие животные готовятся к зиме, их можно разделить на 3 группы.

  1. Одни делают запасы на зиму: белка, суслик, хомяки, бурундуки, мыши

  2. Вторые жиреют и засыпают: медведь, барсук,

  3. Третьи не готовятся никак, им достаточно корма зимой: лиса, волк, лось.

У животных зимой происходит линька).

– Что такое линька? Давайте прочитаем об этом в учебнике стр. 41.

(Вместо старой шерсти растет новая густая)

— Какая от нее польза животным? (Теплая шерсть оберегает животных от холода, а у некоторых животных еще меняется и цвет)

(Физминутка)

– Деревья распрощались с листвой, улетели птицы, приготовились к зиме все животные. Дожди становятся холоднее, затяжные и начинает падать снег. На смену золотой осени приходит – поздняя осень.

Поле черно-белым стало

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало-

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи

Что за месяц доскажи?

Ноябрь – Поздняя осень

А какой он – ноябрь, узнаем из стихотворения.

1. Ноябрь – горбатый старичок,

Глаза – как льдинки, нос – крючок!

Взгляд недовольный и колючий,

Холодный месяц, в небе тучи.

2. Златую осень провожает,

А зиму белую встречает!

Меняет он тепло на холод

И устаёт – уже не молод!

3. Но ветер северный поможет:

Сорвёт листву, в ковёр уложит,

Укроет землю покрывалом,

Чтоб до весны не замерзала.

– Ноябрь в природе выполняет следующую роль.

(Меняет тепло на холод. Укрывает землю первым снегом.)

— Вернемся к проблеме урока. Вторая часть высказывания – «все загубила»

Что загубила осень ? ( Все растения, трава повяла, листья на деревьях)

— А с какой целью осень все загубила? (Природа замирает, впадает в зимнюю спячку, чтобы весной вновь возродиться).

— Итак, верно ли высказывание: «Осень всех наградила, всё загубила»

(Дети высказывают свои мнения).

5. Итог урока.

С помощью игры «да» и «нет» проверим, как же вы усвоили осенние изменения в природе.

1.Игра: «да» и «нет»
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью бывают?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем мы сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?

Вывод: основные признаки осени — похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлет птиц, окраска листьев.

Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

— Молодцы, ребята, сегодня вы все хорошо поработали, много думали, внимательно меня слушали, и я хочу оценить вашу работу.

— Урок у нас заканчивается.

За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Оно называется «дерево успеха» У вас на партах ( ягоды рябины, листья)

Если вам на уроке было все понятно, урок для вас прошел интересно, вы остались довольны — прикрепите к дереву плоды – ягоды рябины.

Если были сомнения, но вы справились – прикрепите желтые листочки

Если нужна помощь – прикрепите коричневые листочки.

«Это камушки рубиновые

Или ягодки рябиновые?»

На холмах

И на равнинах

Рдеют кисти

На рябинах,

Распевают снегири

От зари и до зари:

«Не клюем мы камушки,

Камушки рубиновые,

А клюем мы ягодки,

Ягодки рябиновые»

— Что нового вы узнали на уроке?
— Что вам понравилось на уроке?

— Ваше отношение к осени?

Сегодня мы с вами много читали стихотворений. Давайте сами сочиним, оно правда будет необычное. Называется синквейн (пятистишие).

Осень

Золотая, разноцветная,

Восхищает, изменяет, готовится.

Осень — прощальная пора.

Девица — красавица.

— Молодцы. Урок закончен. Спасибо.

Тема

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки.

Вспомнить названия каждого времени года.

Уточнить последовательность смены времен года.

Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас?

Попросить ребенка назвать время года, предшествующее осени; последующее за осенью.

Понаблюдать вместе с ребенком за осенними изменениями в природе.

2. Познакомить ребенка с названиями осенних месяцев.

СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ

3. Рассмотреть картинки с изображениями осени и лета.

Назвать приметы этих времен года.

Сравнить их между собой.

Например:

Летом светит солнце, а осенью солнце прячется за тучами.

Летом листья на деревьях зеленые, а осенью желтые и красные.

Летом птицы учат своих птенчиков летать, а осенью птицы улетают в теплые края.

Летом дети отдыхают, купаются в речке, в море и т. п., а осенью идут в школу.

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай!»

Назови как можно больше слов-определений; слов-действий.

а) Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) — …

Ветер осенью (какой?) — …

Дождь осенью (какой?) — …

Листья осенью (какие?) — …

б) Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) — …

Осенью солнце (что делает?) — …

Осенью птицы (что делают?) — …

Осенью колхозники (что делают?) — …

5. Объяснить ребенку значение слова «листопад».

Попросить ребенка проговорить это слово по слогам.

6. Упражнение «Найди ошибки».

Определи, чего не бывает осенью.

— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

— Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.

— Набухают почки, распускаются на деревьях листья.

— Люди собирают урожай овощей, фруктов.

— Дикие животные не делают запасы корма.

7. Упражнение «Назови ласково».

Солнце — солнышко.

Лист — …

Туча — …

Ветка — … и т. д.

8. Упражнение «Увидели, не увидели».

Назови предметы. Дорисуй их в таблицу. Составь предложения по образцу: «Дети увидели три листочка, а не заметили пять листочков»

Три лужи — пять …

Три тучи — пять…

Три воробья — пять … и т. д.

9. Упражнение «Скажи наоборот»

Предложите ребенку закончить предложения:

Летом солнце яркое, а осенью …

Летом небо светлое, а осенью …

Летом день длинный, а …

Летом тучки ходят высоко, а …

Летом птицы учат птенцов летать, а …

Летом люди одеваются легко, а …

Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а …

Летом люди растят урожай, а …

Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …

10. Упражнение «Оденем Таню»

Рассказать ребенку, какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью.

Пришла осень, похолодало. Таня собралась идти в парк гулять, но не знает как ей одеться. Помоги Тане. Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?

11. Упражнение «Осенний букет для мамы»

В парке Таня собрала для мамы красивый букет из разноцветных листьев и плодов. Обведи листья и плоды по точкам. Раскрась их и расскажи, из каких листьев и плодов Таня составила букет.

Скачать рисунок

Источник: https://thesoundshop.ru/solntse-osenyu-kakoe-otvety-prilagatelnye/

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Ребята, мы сегодня с вами поговорим о времени года, но о каком времени года, я хочу, чтобы вы догадались сами. Отгадайте пожалуйста загадку.

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет.

(«осень»)

-да, вы догадались правильно, сегодня мы с вами будем говорить об осени. Значит слово «осень» будет сегодня ключевым.

Упражнение на развитие длительного плавного выдоха «Осенние листочки»:

Скоро начнется листопад. Когда ветер подует, листья закружатся в воздухе. Давайте и мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.

Упражнение на развитие чувства ритма.

Осенью идут дожди. Дождик капает: кап – кап – кап.

Давайте повторим (отбиваем ритм пальчиками):

//-//-// — // — // — //

//-// — // — / /- //

//-//-// — // — // — // — //

// — // — // — // и т. д.

2. Подбор родственных слов к слову ОСЕНЬ.

-Какой день? — осенний.

— Как светит солнышко? — по-осеннему.

-Скажите, о ком или о чем можно сказать ОСЕННИЙ?

(ДЕНЬ, ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛИСТ, ВЕЧЕР, МЕСЯЦ, БАЛ)

— О чем или о ком можно сказать ОСЕННЯЯ?

(ПОРА, ПОГОДА, ТРАВА, НОЧЬ, ЛИСТВА, ДОРОГА….)

-О ком или о чем можно сказать ОСЕННЕЕ?

(ВРЕМЯ, НЕБО, ПОЛЕ, ДЕРЕВО, НАСТРОЕНИЕ, ТЕПЛО, УТРО….)

— О ком или о чем можно сказать ОСЕННИЕ?

(ДНИ, ТУЧИ, ПРИМЕТЫ, ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ, ВЕЧЕРА, МЕСЯЦЫ, ЛИСТЬЯ….)

Подбор действий к слову «осень»:

— Осень что делает?

(ПРИХОДИТ, НАЧИНАЕТСЯ, ИДЕТ, НАСТУПАЕТ, ШАГАЕТ….)

Подбор признаков к слову «осень»:

-Осень какая?

(ЗОЛОТАЯ, КРАСИВАЯ, НАРЯДНАЯ, РАННЯЯ, ПОЗДНЯЯ, ХОЛОДНАЯ, ТЕПЛАЯ, ДОЖДЛИВАЯ, СОЛНЕЧНАЯ, ТИХАЯ….)

3. Характеристика осени.

-Давайте назовем приметы осени.

Солнце что делает?

(СВЕТИТ, ГРЕЕТ,ВОСХОДИТ, ЗАХОДИТ).

Осенью солнце какое?

(ТУСКЛОЕ, ХОЛОДНОЕ, ГРУСТНОЕ).

Осенью небо какое?

(СЕРОЕ, СКУЧНОЕ, ПАСМУРНОЕ, ТЕМНОЕ, НИЗКОЕ)

Осенью идет дождь.

Дождь что делает?

(ИДЕТ, ЛЬЕТ, МОРОСИТ, КАПАЕТ).

Дождь какой?

(МЕЛКИЙ, ХОЛОДНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, ТЕПЛЫЙ).

Осенью дует сильный ветер.

Ветер что делает?

(ЗАВЫВАЕТ, ДУЕТ, ПРОНИЗЫВАЕТ, СДУВАЕТ).

Ветер какой?

(ХОЛОДНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, ТЕПЛЫЙ, СЛАБЫЙ, СЕВЕРНЫЙ….).

Осенью опадают листья с деревьев.

Листья что делают?

(ПАДАЮТ, ОПАДАЮТ, ЛЕТЯТ, ОСЫПАЮТСЯ, ШУРШАТ….).

Листья какие?

(ЗОЛОТЫЕ, ЯРКИЕ, КРАСИВЫЕ, ЖЕЛТЫЕ,БОЛЬШИЕ, МАЛЕНЬКИЕ,РАЗНОЦВЕТНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ, СУХИЕ).

Осенью деревья стоят голые.

Деревья что делают?

(СТОЯТ, СКУЧАЮТ,ГОТОВЯТСЯ КО СНУ).

Деревья какие?

(ГОЛЫЕ,

Осенью птицы улетают в теплые края.

Птицы что делают?

(УЛЕТАЮТ, ГРУСТЯТ, СИДЯТ, ЧИРИКАЮТ, ПОКИДАЮТ, СОБИРАЮТСЯ В СТАИ….).

Птицы какие?

(ПЕРЕЛЕТНЫЕ).

-Вот какое объемное слово «Осень» у нас получилось, оно состоит из множества частей, т. е. примет. Если мы говорим о солнце, что оно холодное, грустное, значит, и про осень мы можем сказать (какая она)

— Холодная, грустная, печальная, серая….

4. Физкультминутка.

Капля раз,

(прыжок на носочках, руки в стороны)

Капля два,

(еще один прыжок)

Очень медленно сперва.

(4 прыжка)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

(8 прыжков)

Мы зонты свои раскрыли

(развести руки в стороны)

От дождя себя укрыли.

(сомкнуть руки над головой полукругом)

5. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью….

Летом небо светлое, а осенью….

Летом день длинный, а осенью….

Летом тучи ходят высоко, а осенью…

Летом люди растят урожай, а осенью….

Летом деревья стоят одетые, а осенью…

6. Игра «Скажи иначе»:

(подбор синонимов)

Осенью небо серое — темное, хмурое, пасмурное…

Осенью деревья нагие – голые, обнаженные….

Осенью цветы высохли – завяли…

Осенью птицы улетают караванами – стаями, косяком, клином…

Осенью птицам не хватает еды – пищи, корма, пропитания…

Осенью путь на юг долгий – длинный, длительный, продолжительный….

7. Упражнение «Найди ошибки»:

(чего не бывает осенью):

Осенью дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

Осенью под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

Осенью набухают почки, распускаются листья.

Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов.

Осенью дикие животные не делают запасы на зиму.

8. Упражнение «Правильно — неправильно» на развитие понимания причинно-следственных связей.

Я взял зонт, потому что пошел дождь.

(пошел дождь, потому что я взял зонт).

Птицы улетели на юг, потому что наступила осень.

(наступила осень, потому что птицы улетели на юг).

9. Составление рассказа (предложений) об осени по картинкам.

1О. Итог занятия.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-po-teme-osen-podgotovitelnyi-vozrast.html

Познание

План – конспект
на тему:
» Поздняя осень. Перелётные птицы». » Звук «.
Приоритетная образовательная область:
речевое развитие.
Интегрированные области:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;
Цель:
закрепление и расширение представлений детей о характерных признаках поздней осени и перелётных птицах
Интеграция образовательных
областей
Задачи

«Речевое развитие»  Закреплять антонимы;  Закреплять глагольный словарь  Закреплять согласование прилагательных с существительными;  Закреплять навыки образования существительных родительного и винительного пад. единственного числа;  Закреплять правильную артикуляцию звука ;  Развивать навыки словообразования;  Развивать навыки образования уменьшительно – ласкательных сущ.; «Социально-коммуникативное развитие»  Развивать умения детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение; «Художественно-эстетическое развитие»  Развивать художественный вкус; (слушание музыки П.И.Чайковского)
Материалы и оборудование:
музыка П.И. Чайковского «Времена года» «Ноябрь»; презентация «Перелётные птицы»; мультимедийное оборудование (проектор, экран), указка, иллюстративный материал на тему «Поздняя осень»; мнемотаблица «Сон»; Фишбоун «Перелётные птицы»;
Логика образовательной деятельности

п/п
Действия учителя — логопеда
Действия
воспитанников
Результат
I.
Приветствие
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» «Ноябрь») Чтение под музыку стихотворения Дети слушают Дети мотивированны к участию в
А.Н. Плещеев. «Осень»
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит… Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края.
Упражнение
«Вопросы – ответы»
— О каком времени года идет речь в этом стихотворении? (об осени) — Как называется последний осенний месяц? (ноябрь) — Какая осень в ноябре ранняя или поздняя? (поздняя) — Какие основные приметы осени вы знаете? (Небо темное, солнце тусклое, деревья стоят голые, птицы улетает в тёплые края и т.д.) Дети отвечают совместной деятельности; Закрепили основные приметы осени
II.
Основная часть
Упражнение
«Подбирай, называй,
запоминай»
— Назови как можно больше слов – определений; слов – действий. а) Небо осенью (какое?)… Дети подбирают, называют, отвечают
(Хмурое, серое, унылое) Солнце осенью (какое?)… (Тусклое, бледное…) Ветер осенью (какой?)… (Холодный, промозглый, порывистый…) Дождь осенью (какой?)… (Холодный, моросящий, проливной…) Листья осенью (какие?)… (Жёлтые, красные…) б) Осенью листья (что делают?)… (Краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат…) Осенью дождь (что делает?) (Идет, моросит, льёт…) Осенью солнце (что делает?) — … (Тускнеет) Осенью птицы (что делают?) -… (Собираются в стаи, улетают в тёплые края…)
Упражнение
«Найди ошибки»:
Определи, чего не бывает осенью:  Дети загорают, купаются, носят лёгкую одежду.  (не бывает)  Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.  (бывает)  Набухают почки, распускаются на деревьях листья.  (не бывает)  Люди собирают урожай овощей, фруктов.  (бывает)  Дикие животные не делают запасы корма.  (не бывает)
Упражнение
«Назови ласково»
Солнце — … (солнышко) , Закрепили навыки согласования существительных с прилагательными Закрепили глагольный словарь Развили внимание, логическое мышление Закрепили навыки образования уменьшительно —

Туча — …(тучка) Ветер -…(ветерок) Листья -…(листики)
Упражнение
«Скажи наоборот»
Летом солнце яркое, а осенью… (тусклое) Летом небо светлое, а осенью… (тёмное) Летом день длинный, а осенью… (короткий) Летом тучки ходят высоко, а осенью… (низко) Летом деревья стоят одетые в зелёную листву, а осенью… (в жёлтую и красную листву)
Словарная работа.
Объяснение значения слова «листопад» «Листопад – опадение листьев у деревьев, кустарников» (Толковый словарь Ожегова С.И.) «Листопад – опадение листьев с растений осенью (в жарких странах – перед наступлением сухого времени года) (Толковый словарь русского языка. Ефремова Т.Ф.) — Как во время листопада шуршат листья? (Ш-Ш-Ш…)
Артикуляция звука :
Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Губы округлены и выдвинуты вперёд. Зубы сомкнуты, либо сближены. (А.И. Богомолова Логопедическое пособие для детей).
Динамическая пауза.
Слушают Повторяют ласкательных существительных Закрепили антонимы Узнали о значении этого слова. Закрепили артикуляцию звука
«Мышки»
(игра с предметно- манипулятивными действиями ) Исходное положение: дети встают в круг. В руках у каждого из детей по одному листу бумаги. Ход игры: ведущий — педагог вместе со всеми обучающимися начинает произносить стихотворение одновременно выполняя действия: Мышки, мышки прибежали. В уголочке зашуршали (шуршат листами бумаги и ходят по кругу) «Мышки, мышки, не шуршите! (шуршат листами бумаги) Нашу кошку не будите, (Дети остановились и грозят пальчиком) Наша кошка прыг-скок, (Ударяют по листу бумаги и прыгают Все мышата наутёк (Быстро шуршат своими листочками бумаги и разбегаются) И молчок….тсссссс! (указательный пальчик прикладывают к губам)
Чистоговорка:
Ушка-ушка-ушка-вот летит кукушка; Ушку-ущку-ушку-я зову кукушку Ушку-ушку-ушку-подарю ей мушку Ушки-ушки-ушки-больше нет кукушки -Кукушка это перелётная или зимующая птичка? (перелётная) -Почему некоторых птиц мы называем перелётными? (потому что они перелетают в Выполняют динамическую паузу Повторяют Развили общую моторику и слухо- речевой гнозис Закрепили правильную артикуляцию звука
тёплые края) -Каких перелётных птиц вы ещё знаете?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Перелётные птицы»
(5 минут) (презентация сопровождается рассказом о перелётных птицах и прослушиванием голосов птиц) 1 слайд ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ 2 слайд 3слайд 4 слайд Ласточка 5 слайд Гнездо ласточки 6 слайд Смотрят и слушают Узнали новую информацию о перелётных птицах
Жаворонок полевой 7 слайд Гнездо жаворонка 8 слайд Кукушка обыкновенная 9 слайд Иволга 10 слайд Соловей 11 слайд Дрозд певчий 12 слайд Чибис
Упражнение
«Скажи одним словом «

У аиста ноги длинные, поэтому его называют… (длинноногим) — У соловья звонкий голос, поэтому его называют… (звонкоголосым — У ласточки хвост длинный, поэтому её называют… (длиннохвостой)
Упражнение
«Считай и называй»
— Помогите мне посчитать сфотографированных птиц: Один (одна), три, пять… (одна ласточка, три ласточки, пять ласточек и т.д.) Отвечают на вопросы Считают птиц Закрепили навыки словообразования Закрепили согласования числительных с существительными

III
.
Прощание
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» «Ноябрь»)
Мнемотаблица
«Осень» Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло, Голые кусты. Дети под музыку разучивают стихотворение Развили выразительность речи, память и художественный вкус
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло, Голые кусты.

Давайте с вами повторим все, что мы узнали о перелётных птицах.
ФИШБОУН
Проблема:
— Почему птицы называются перелётными?
Причины:
— Погода становится холоднее; Дети, опираясь на скелет рыбы, строят свой рассказ по пройденному материалу. Усвоили пройденный материал
— Насекомые прячутся глубоко в землю; нет ягод на кустах;
Факты:
— Солнце светит слабо; — Птицам нечего кушать; — Птицы собираются в стаи;
Вывод:
— Птицы называются перелётными, потому что они перелетают в тёплые края, где они не замёрзнут и будут сыты.

Источник: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=3080

Жизнь птиц с наступлением холодов

Осенью, с наступлением холодов, мы начинаем замечать, что наших пернатых друзей стало меньше. Не слышно по утрам пения жаворонка, а по вечерам уже не раздаются трели соловья. Ласточки не летают стремительно в небе, гоняясь за букашками, и в лесу не слышно кукушки. Все они отправляются в долгое путешествие на юг, ближе к теплу и солнцу. Это перелетные птицы.

Однако, не все птички покидают наши края. Круглый год под нашими окнами чирикают воробьи, каркают вороны и курлыкают голуби.

А с наступлением зимы можно увидеть и новых пернатых жителей наших районов — на зимовку поближе к людям прилетают красногрудые снегири, яркие синички.

Почему же птицы улетают?

Безусловно, рассказывая детям о перелётных птицах, первый вопрос, который возникает, это почему они улетают? На первый взгляд, ответ очевиден. Наступают холода и птицы, спасаясь от морозов, улетают в теплые края. Но это не совсем так. Ведь многие из них остаются зимовать дома, рядом с нами. Что же получается? Одни птицы боятся холода, а другие нет?

На самом деле пернатые холода не боятся. Вспомните, под длинными перьями у всех птичек есть чудесный коротенький, но необыкновенно теплый пух, своеобразная шубка, которая защищает их тело от сильных морозов, не давая замерзнуть. Да и температура тела у птичек выше, чем у людей в среднем на 8 градусов. Так что холода им не страшны и, если бы причина была только в этом, они спокойно могли бы оставаться в родных местах.

Все дело в том, что для поддержания такой температуры птицам нужно постоянно хорошо питаться ,а вот жучки и насекомые, которыми в основной своей массе, питаются перелетные птицы, зимой зарываются в землю либо кору деревьев и впадают в спячку. И, именно из-за недостатка пищи, птицы вынуждены улетать туда, где можно добыть себе пропитание — в теплые края.

Подробный ответ на вопрос «Куда улетают птицы» можно узнать в видео детской передачи:

Перелетные птицы

В основном, перелетные птицы – те, которые питаются насекомыми либо хищники. Первыми наши края покидают ласточки, затем, когда начинают замерзать водоемы, улетают водоплавающие. Они могут лететь по одиночке, либо же сбиваться стаями, как грачи. Журавли и гуси, лебеди летят клином, мы часто можем видеть их в осеннем небе.

Перелетные птицы летят на дальние расстояния, делая небольшие остановки в пути, чтобы отдохнуть и набраться сил. Однако, есть и настоящие чемпионы. Так, американская золотистая ржанка в состоянии пролететь без остановки практически 5 500 километров.

К перелетным птицам относятся — жаворонки, грачи, журавли, утки, кукушки, ласточки, скворцы, соловьи, цапли…

Кочующие птицы

Кочующие птицы не улетают на огромные расстояния, как перелетные. При не слишком холодных и снежных зимах они вполне могут оставаться на местах своих гнездовий, не покидая их до наступления холодов. Но, если зима сурова и снежная, такие птички перебираются поближе к людям, в поисках дополнительного корма. К таким птичкам относятся и некоторые виды синичек, и важные красногрудые снегири, любители рябиновых ягод.

Оседлые птицы

Оседлые — это зимующие птицы, живущие на одном месте. Мы все знаем этих птиц, каждый день видим их на наших улицах, в лесах, на полях. Это птицы, питающиеся, в основном, зерновыми и пищевыми отходами. Вороны, воробьи, голуби, сороки — наши городские соседи.

Дятлы, тетерева, клёсты –лесные жители, вольготно чувствующие себя зимой в лесу. Дятел, к примеру, своим длинным клювом извлекает из-под коры спящих жучков и личинок, клест питается семенами шишек. Никакие снегопады и морозы им не страшны. А вот городским пернатым в особо холодные, снежные и морозные дни требуется помощь человека.

Как помочь пернатым друзьям перезимовать?

С наступлением холодов оседлым птичкам, обитающим рядом с нами, становится очень трудно добывать себе пищу. Насекомые спрятались ,зерновые убраны, семена деревьев и цветов разнес ветер, смели дворники. Зимой снег покрывает землю, и даже скудный осенний рацион для многих птиц оказывается недоступен. Они перемещаются в города, поближе к людям, в надежде поживиться хлебными крошками, семечками, пищевыми отходами, выбрасываемыми человеком. Однако, порой этого корма недостаточно для поддержания нужной температуры тела и птицы могут замерзнуть.

В наших с вами силах этого не допустить. Мы можем строить скворечники, мастерить кормушки ,развешивать их на ветвях деревьев. Подсыпая регулярно туда семечки, кусочки сала, мы можем накормить птичек и тем самым помочь им перезимовать и пережить холода без потерь. А они с удовольствием отблагодарят нас своим веселым щебетом и чириканьем.

О том, чем и как мы можем кормить наших пернатых друзей смотрите в видео ниже:

Если и в холодное время вы любите бегать, то захватите с собой горсточку зернышек и порадуйте пташек с самого утра, тогда потом, встав, на электрические беговые дорожки и открыв форточку, можно будет наслаждаться приятным щебетаньем птиц.

Еще о птицах читайте и смотрите здесь:

Детям про совушку — мудрую головушку

Сказка «Вести из редакции «Галкины новости».

Как нарисовать голубя

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/uroki_s_mamoy/pernatye-sosedi-osenyu-ili-chto-rasskazat-o-pticax.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *