Участковый ходит по квартирам

Кому «надо»?

Агентство «Большой Город» опубликовало целую серию свидетельств о начавшихся проверках со слов жителей многоквартирных домов, расположенных преимущественно в центре столицы.

«К нам приходили большой толпой, человек шесть или семь», – рассказали обитатели одного из домов по улице Большая Якиманка. «Я вошел в подъезд, там стояла целая группа жильцов и некий мужчина – он представился сотрудником ДЕЗа, стал интересоваться, кто я и какое отношение имею к своей квартире. Я ответил, что я съемщик», – подтверждает информацию о проверках жилец дома в Староваганьковском переулке.

«Представились сотрудниками ДЕЗа. Сразу стало понятно, что к чему. Первым их вопросом было, являюсь ли я владельцем данной квартиры, могу ли я показать им паспорт и могут ли они с моего позволения пройти в дом», – сообщил обитатель жилья на проспекте 60-летия Октября.

По свидетельству горожан, на вопросы о том, почему к ним явились домой, сотрудники управляющих компаний или жилищных контор отвечают: «Так надо». Тем не менее, это «надо», – отмечают правозащитники, – в настоящее время незаконно. И останется незаконным до того момента, пока новый закон не вступит в силу.

Пока из всех документов, имеющих отношение к делу, в открытом доступе появилось только распоряжение, опубликованное на сайте московского департамента ЖКХ. Согласно ему, управляющие компании и ДЕЗы обязаны дважды в месяц создавать комиссию, включая в нее также участкового инспектора и двоих понятых, – и совершать обход подконтрольных им территорий, проверяя соответствие прописки проживающих их месту жительства. Если в квартире обнаружат незарегистрированного жильца, участковому придется составлять протокол об административном правонарушении, а собственника обяжут поставить «гостя» на учет. Также представители комиссий будут предоставлять сведения о жильцах съемных квартир налоговой и миграционной службе.

Собственно, именно этим распоряжением и руководствуются представители ДЕЗов и жилконтор, уже сейчас начиная обходить дома. Судя по всему, руководство многих данных учреждений опасается штрафов и санкций, которыми авторы распоряжения грозят за его неисполнение.

Однако суть в том, что закон, предписывающий проводить регулярные поквартирные проверки, пока еще даже не принят.

Войти в квартиру без согласия жильцов не вправе даже участковый

Создатели проекта РосЖКХ, одного из «детищ» Алексея Навального и его помощников, даже создали по этому поводу специальные рекомендации для жителей, попавших в такие ситуации.

Прежде всего, – советуют юристы, – следует помнить, что согласно 25-й статье Конституции, жилище является неприкосновенным, и никто не вправе проникать в него «против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Запрет распространяется и на участкового инспектора: согласно пункту 2 статьи 15 Закона о полиции и пункту 28 Приказа МВД РФ № 900, исключения составляют лишь случаи, когда участковый преследует лиц, подозреваемых в совершении преступлений, «либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках».

Так что жильцы, – заключают сотрудники РосЖКХ, – абсолютно вправе не открывать проверяющим дверь, а если те угрожают ее выломать – без страха вызывать полицию, предупредив участкового о том, что действия комиссии незаконны. «И да. Если в квартире установлены счетчики на воду, то с проверкой к вам прийти вообще никто не может», – подытоживают независимые юристы.

Если к вам в квартиру пришел участковый с проверкой

Начальник московской полиции Анатолий Якунин заявил, что в ближайшее время участковыми будут проверены все до одной квартиры в Москве. Причем, в этом им будут помогать дружинники и сотрудники ЧОПов.

После этого к нам в Движение «За права человека» стали обращаться граждане с вопросом, насколько это все законно и как себя вести, если в квартиру пришла такая проверка.

По поводу законности можно посмотреть на нашем сайте. Коротко говоря, требовать впустить в квартиру только на основании проведения такой проверки, незаконно.

А как себя вести, можно понять из этого примерного сценария:

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Гражданин (Г), Сотрудник полиции (СП), Дружинник (Д), сотрудник Частного охранного предприятия (Ч).

Звонок в дверь.

Г: — Кто там?

СП: — Откройте, полиция!

Гражданин смотрит в дверной глазок.

Г: Я вижу рядом с вами людей без формы. Кто они?

Д: Я из народной дружины.

Ч: Я сотрудник частного охранного предприятия, мы помогаем полиции в поквартирном обходе.

Г: Я не даю вам разрешения войти в мое жилище. Ваше проникновение в мою квартиру без моего разрешения будет являться преступлением. Господин полицейский, прошу Вас обеспечить законность.

Дружинник и Охранник уходят.

Г: Господин полицейский, согласно Федеральному закону «О полиции» вы обязаны назвать основания для входа в мою квартиру.

СП: Мы ведем поиск незаконных мигрантов.

Г: В моей квартире никаких незаконных мигрантов нет.

СП: Я должен проверить и осмотреть вашу квартиру.

Г: Моя жизнь не нуждается в спасении, в моей квартире не происходит никакого преступления, в ней не скрывается преступников и не происходило никакого несчастного случая. Других оснований для входа в квартиру согласно «Закону о полиции» нет. Я считаю ваши действия нарушением моих конституционных прав.

СП: Вы собственник квартиры?

ВАРИАНТ 1.

Г: Нет, я арендатор.

СП: Мы должны проверить, уплачиваются ли налоги с арендной платы.

Г: Господин полицейский, к сожалению, проверка уплаты налогов и сборов не в вашей компетенции. Кроме того, с таким вопросом лучше обратиться к собственнику квартиры, а не ко мне. Гражданину показывает страницу паспорта с регистрацией в Москве или Московской области*.

ВАРИАНТ 2.

Г: Нет, член семьи собственника. Вот моя регистрация.

Гражданин показывает страницу паспорта с регистрацией, но не дает паспорт в руки Сотруднику полиции.

ВАРИАНТ 3.

Г. Да, собственник. Посмотрите документы.

Гражданин дает осмотреть документы Сотруднику полиции, но в руки не дает.

СП: А вдруг в вашей квартире все-таки скрываются мигранты?

Г: Установите наблюдение за квартирой и посмотрите, кто в нее заходит и из нее выходит. А обыск в нашей стране производится только на основании судебного решения.

СП: Ко мне поступила оперативная информация о том, что в Вашей квартире скрывается преступник. Я войду помимо Вашей воли.

Г: Я сообщаю о ваших угрозах в дежурную часть и прокуратуру.

Гражданин звонит в дежурную часть и прокуратуру, сообщив фамилию, должность и номер жетона сотрудника полиции.

Сотрудник полиции, отталкивая гражданина, входит в квартиру (или ломает дверь).

Сотрудник полиции проникает в квартиру и не обнаруживает там ни мигрантов, ни преступника.

Г: В течение 24 часов вы должны уведомить свое начальство и прокуратуру о своих действиях, я проверю. Кроме того, вы только что превысили свои должностные полномочия.

Сотрудник полиции удаляется, Гражданин пишет заявления в Следственный комитет и прокуратуру. Оставляет заявления в социальных сетях, связывается со знакомыми журналистами и правозащитниками.

*в случае отсутствия регистрации в Москве или МО, гражданин вправе находиться в Москве без регистрации 90 дней, при условии наличия билета, по которому он прибыл в Москву (подтверждает дату въезда). В иных случаях необходимо зарегистрироваться.

Источник: https://echo.msk.ru/blog/lev_ponomarev/1182518-echo/

Действия участкового уполномоченного полиции при проведении профилактического обхода административного участка.

⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 28

Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166

«Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»

VI. Действия участкового уполномоченного полиции при проведении профилактического обхода административного участка

41. Профилактический обход административного участка включает в себя посещение зданий, строений и сооружений, расположенных на административном участке (при необходимости обследуются подъезды, чердачные и подвальные помещения жилых домов, пустующих и подлежащих сносу строений); посещение лиц, состоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел; ознакомление с жильцами квартир (жилых домов, комнат) с соблюдением требований статьи 15 Федерального закона «О полиции», встречи для решения вопросов взаимодействия с собственниками или представителями собственников объектов, расположенных на административном участке.

42. Профилактический обход проводится участковым уполномоченным полиции только в форменной одежде, с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 23 настоящего Наставления.

43. Профилактический обход участковый уполномоченный полиции обязан осуществлять ежедневно, при этом в течение года со дня закрепления за ним административного участка — посетить все объекты, в том числе жилые помещения (квартиры, жилого дома, комнаты), на административном участке. В течение следующего календарного года и в дальнейшем ежегодно участковый уполномоченный полиции обязан посещать указанные объекты.

44. При посещении квартиры (жилого дома, комнаты), объекта участковый уполномоченный полиции обязан представиться, называя свою должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина в развернутом виде служебное удостоверение, сообщить цель посещения, вручить визитную карточку, проинформировать о местонахождении участкового пункта полиции, комнаты приема населения, днях и часах приема граждан.

45. При проведении профилактического обхода участковый уполномоченный полиции обязан разъяснять гражданам о мерах предосторожности в целях предупреждения преступлений и административных правонарушений, направленных на обеспечение их личной и имущественной безопасности (в том числе: установке дверных замков, смотровых глазков, камер видеонаблюдения, видеодомофонов и других технических средств защиты; постановке квартир под охрану подразделений вневедомственной охраны полиции, иных охранных организаций; информировании дежурной части территориального органа МВД России или непосредственно участкового уполномоченного полиции о появлении на административном участке подозрительных лиц, брошенного, бесхозяйного автомототранспорта или иных предметов).

46. Во время профилактического обхода участковый уполномоченный полиции должен уделять особое внимание полученной в соответствии с законодательством Российской Федерации информации:

46.1. О квартирах (жилых домах, комнатах), сдаваемых в аренду, в том числе гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства (при установлении юридических или физических лиц), о лицах, сдающих квартиры (помещения) в аренду без оформления соответствующих документов.

46.2. О лицах, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача; о лицах, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих, перерабатывающих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги; о лицах, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, культивирующих растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества; о лицах, содержащих притоны для потребления наркотиков, и лицах, предоставляющих помещения для этих целей; о лицах, склоняющих к потреблению наркотических средств и психотропных веществ, в том числе несовершеннолетних.

46.3. О лицах, распространяющих экстремистские материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, а также осуществляющих их производство либо хранение в целях массового распространения.

46.4. О находящемся на хранении у граждан гражданском и наградном оружии, а также патронах к нему.

46.5. О жалобах на противоправное поведение соседей и других жильцов дома в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений.

46.6. Иным сведениям, имеющим значение для деятельности органов внутренних дел.

47. Результаты профилактического обхода, посещения каждой квартиры (жилого дома, комнаты) заносятся в схему жилого дома с указанием даты, в паспорт на жилой дом (жилые дома), являются сведениями для служебного пользования и не могут быть переданы третьим лицам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Участковый уполномоченный полиции несет персональную ответственность за сохранность информации, содержащейся в паспорте на жилой дом (жилые дома).

48. При ознакомлении с объектами, расположенными на административном участке, участковый уполномоченный полиции обязан:

48.1. Обращать внимание на техническую укрепленность окон, дверей, запасных входов (выходов), смежных стен объектов с подъездами, квартирами, жилыми домами, а также на то, сдаются ли данные объекты под охрану (сигнализацию).

48.2. Устанавливать вид охраны объектов, наличие у сотрудников охраны оружия, необходимых разрешительных документов на осуществление охранной деятельности.

48.3. Проводить разъяснительную работу с сотрудниками охраны и гражданами, работающими на объектах, о принятии мер по сохранности имущества (в том числе о целесообразности установки охранной сигнализации), о действиях в чрезвычайной ситуации, при угрозе совершения террористического акта.

48.4. О всех случаях обнаружения нарушений требований законодательства Российской Федерации в области охранной деятельности, в том числе выражающихся в оказании охранных услуг частными охранными организациями на объектах, подлежащих государственной охране, докладывать начальнику территориального органа МВД России.

49. Результаты ознакомления с объектами заносятся в паспорт на административный участок.

50. При получении в результате профилактического обхода информации о лицах, которые могут быть причастны к совершению преступлений и административных правонарушений, участковый уполномоченный полиции докладывает рапортом на имя начальника территориального органа МВД России.

Требования, предъявляемые к участковому пункту полиции (к помещению и его оснащению)

Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166

«Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»

2. Участковый пункт полиции должен:

2.1. Располагаться, как правило, в центре административного участка (микрорайона).

2.2. Находиться в отдельно стоящем здании, а при размещении в одном здании с предприятиями, организациями или в жилых домах иметь, как правило, отдельный вход.

2.3. Иметь двери с надежными запорами (замками): наружную — дощатую, толщиной не менее 40 мм, обитую с наружной стороны листовым металлом, либо цельнометаллическую и внутреннюю — решетчатую металлическую.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2.3. Иметь на оконных проемах металлические решетки.

2.4. Иметь охранную сигнализацию, по возможности, с выводом на пульт централизованного наблюдения территориального органа МВД России или автономную сигнализацию типа «сирена» на наружной стороне здания.

2.5. Отвечать требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

3. Оснащение участкового пункта полиции:

3.1. На видном и доступном для населения месте участкового пункта полиции должны располагаться светящаяся либо подсвечиваемая вывеска с надписью «Участковый пункт полиции», порядковым номером и контактными телефонами дежурной части территориального органа МВД России, а также информационное табло о днях и времени приема граждан, номерах телефонов участковых уполномоченных полиции (рекомендуемые образцы 1 и 2).

3.2. В коридоре (холле) участкового пункта полиции оборудуются информационные стенды (витрины), на которых размещаются:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «О полиции»;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Российской Федерации;

служебные номера телефонов и юридический (фактический) адрес места работы должностных лиц территориального органа МВД России, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о происшествиях;

буклеты-памятки для населения на правовые темы;

другая необходимая информация.

3.3. Помещение участкового пункта полиции оснащается мебелью, инвентарем, настенным планом административного участка (картами-схемами административных участков, утвержденными начальником территориального органа внутренних дел, с обозначением границ, характеристикой территории (микрорайона), юридической и специальной литературой, методическими рекомендациями и другими необходимыми справочными материалами.

3.4. Оснащение участкового пункта полиции средствами связи, вычислительной, электронной организационной техникой, мебелью, противопожарным и хозяйственным имуществом осуществляется в соответствии с правовыми актами МВД России.

Примерная оснащенность участкового пункта полиции

(из расчета на одного участкового уполномоченного полиции)

Наименование Количество
1. Стол письменный
2. Офисный стул
3. Стул для посетителей
4. Сейф или металлический ящик для временного хранения служебных документов
5. Настольная лампа
6. Прибор для питьевой воды
7. Мыло и полотенце
8. Комплект офисной техники (монитор, системный блок, принтер, копировальный, факсимильный аппараты)
9. Телефонный аппарат и радиостанция с зарядным устройством 1/1
10. Огнетушитель
11. Библиотека юридической и педагогической литературы
12. Шкаф платяной
13. Шкаф для хранения бланков служебной документации
14. Холодильник
15. Аптечка с медикаментами и перевязочными средствами

(это так для сведения))))

ВЫВЕСКА

участкового пункта полиции

┌────────────────────────────────────────┐

│ Геральдический знак — эмблема органов │

│ внутренних дел Российской Федерации │

│ МВД России │

│ МВД (ГУ МВД России, УМВД России) по │

│ ___________________________________ │

│ У (О) МВД России по _______________ │

│ ___________________________________ │

│ УЧАСТКОВЫЙ ПУНКТ ПОЛИЦИИ N ________ │

├────────────────────────────────────────┤

│Адрес: ______________________________ │

│Телефон: _______________ │

│Телефон д/ч ОМВД: ____________ или 02 │

└────────────────────────────────────────┘

Рекомендуемый образец 2

ИНФОРМАЦИОННОЕ ТАБЛО

участкового пункта полиции

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ РЕЖИМ РАБОТЫ │

│ участкового пункта полиции N ___ │

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ Дни и время приема населения │

├────────────────────────────────────────────────┬────────────────────────┤

│Старший участковый уполномоченный полиции │ Среда, пятница │

│________________________________________________│ с 18:00 до 20:00 │

│ (специальное звание, фамилия, имя, отчество) │Суббота или воскресенье │

│обслуживает дома и домовладения по адресам: ____│ (в выходной день) │

│________________________________________________│ с 16:00 до 18:00 │

│ (адреса домов и домовладений) │ │

├────────────────────────────────────────────────┼────────────────────────┤

│Участковый уполномоченный полиции ______________│ Среда, пятница │

│________________________________________________│ с 18:00 до 20:00 │

│ (специальное звание, фамилия, имя, отчество) │Суббота или воскресенье │

│обслуживает дома и домовладения по адресам: ____│ (в выходной день) │

│________________________________________________│ с 16:00 до 18:00 │

│ (адреса домов и домовладений) │ │

└────────────────────────────────────────────────┴────────────────────────┘

104. Порядок проведения приема граждан участковым уполномоченным полиции и его документальное оформление.

Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166

«Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»

53. Прием граждан производится участковым уполномоченным полиции в соответствии с графиком приема граждан.

54. График приема граждан утверждается начальником территориального органа МВД России. При подготовке графика приема граждан учитывается режим работы организаций, предприятий, учреждений, расположенных на административном участке, различные местные условия и особенности. При этом предусматривается обязательное осуществление приема граждан не реже трех раз в неделю, в том числе в один из выходных дней, как в дневное, так и в вечернее время.

55. Прием граждан осуществляется в участковом пункте полиции. В исключительных случаях участковый уполномоченный полиции может организовать прием граждан в здании территориального органа МВД России или ином помещении по согласованию с начальником территориального органа МВД России, органами местного самоуправления или администрацией объекта.

56. Информация о месте и времени приема граждан, номере контактного телефона участкового уполномоченного полиции размещается в средствах массовой информации и на официальном сайте территориального органа МВД России, а также путем личного вручения им визитных карточек при профилактическом обходе, в ходе отчета перед населением и другими способами.

57. В ходе приема граждан участковый уполномоченный полиции выясняет содержание обращения посетителя. В случае необходимости в пределах своей компетенции принимает меры по защите его от преступных и иных противоправных посягательств.

58. Полученную в ходе приема граждан информацию, представляющую профилактический интерес, участковый уполномоченный полиции докладывает рапортом на имя начальника территориального органа МВД России.

59. При получении обращений непосредственно от граждан участковый уполномоченный полиции в соответствии с требованиями правовых актов МВД России осуществляет регистрацию указанных обращений в журнале учета приема граждан, их обращений и заявлений.

60. Участковый уполномоченный полиции в соответствии с резолюцией прямого или непосредственного руководителя получает в подразделении делопроизводства и режима зарегистрированные обращения граждан <1> для рассмотрения по существу.

61. При выявлении в ходе проверки обращения признаков преступления участковый уполномоченный полиции составляет рапорт по существу полученной информации на имя начальника территориального органа МВД России, сообщает в дежурную часть территориального органа МВД России (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) для регистрации.

62. Полученные заявления (сообщения, иная информация) о преступлении, административном правонарушении, происшествии регистрируются и рассматриваются в соответствии с Административным регламентом МВД России предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Источник: https://lektsia.com/4x3d1a.html

Публикации

После недавнего объявления московских властей о том, что до конца года едва ли не каждая столичная квартира будет проверена на предмет проживания нелегальных мигрантов, забеспокоились многие. В том числе – многочисленная армия граждан России, снимающих жилье в Москве. Встревожены и хозяева квартир, сдающие жилплощадь иногородним, а то и коренным москвичам, оказавшимся без собственного угла.

Какие права и обязанности в подобных ситуациях имеют россияне и как себя грамотно вести, если к вам нагрянули с проверкой сотрудники полиции либо других инстанций? Самые важные пункты законодательства и практические советы – в очередном выпуске нашей рубрики.

Звонят? Откройте дверь!

Исходя из права на неприкосновенность жилья (статья 25 Конституции РФ), мы, в принципе, вправе не открывать дверь вообще никому. С другой стороны, тот же Основной закон позволяет в определенных случаях проникать в квартиру против воли жильцов. То есть может быть попросту вскрыт замок, а то и выломана сама дверь. Разумеется, доводить до такой крайности не хотелось бы. Чтобы сохранить свое имущество и нервы, важно знать следующее.

По действующему законодательству право «проникать в жилье против воли» есть только у представителей органов государственной власти.

К ним относятся, в частности, полицейские, судебные приставы, в исключительных случаях сотрудники ФСБ и других силовых структур. Однако, поскольку сейчас речь идет об усилении контроля за проживанием нелегальных мигрантов, то на практике нас могут ожидать преимущественно визиты представителей полиции, в основном — участковых. Их полномочия прописаны в законе «О полиции» (федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ, последняя редакция – от 2 июля 2013 года).

В статье 15 (часть 3) перечисляется перечень ситуаций, когда полицейские вправе настаивать, чтобы их впустили в квартиру, а при отказе принудительно, без решения суда, вскрывать жилье. Это допускается:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления;
4) для установления обстоятельств несчастного случая.

Как видим, проверка соблюдения правил миграционного учета (для иностранцев) и регистрационного учета (для россиян) в этом списке не значится. Более того, даже если щепетильные соседи сообщили участковому, что вы живете в съемной квартире без временной регистрации, а хозяин не платит налоги с дохода от аренды, то и это не будет основанием для принудительного проникновения в жилье. Потому как проживание без регистрации является вовсе не преступлением, которое требуется срочно пресекать, а более безобидным административным правонарушением (подробнее об этом ниже).

А уклонение от уплаты налогов, хоть и подпадает под Уголовный кодекс при особо крупной наживе, явно не может быть пресечено путем взлома двери.

Вступаем в переговоры

Сразу уточним: если к вам в гости рвутся сотрудники ДЕЗ, Мосгаза, Мосэнерго и прочих жилищно-коммунальных инстанций, то им вы вправе не открывать однозначно. Никакие «срочные проверки счетчиков», батарей и газовых плит не обязывают жильцов впускать в квартиру кого бы то ни было. Хотя, конечно, к каждой ситуации нужно подходить разумно (вряд ли стоит скрываться от газовщика, если плита и вправду барахлит).

А вот если человек за дверью утверждает, что он участковый и настаивает, чтобы его приняли, следует поступать так.

— Не открывая, попросите полицейского представиться. Для убедительности можно процитировать пункт 1 части 4 статьи 5 закона «О полиции»: при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, сообщить причину и цель обращения.

— Если вы не знакомы со своим участковым лично и сомневаетесь, он ли это, вежливо сообщите, что сейчас перезвоните в отделение полиции, чтобы убедиться, что перед вами действительно страж порядка, а не мошенник или грабитель (кстати, эксперты предупреждают, что как раз аферисты сейчас тоже активизируются и гораздо чаще начнут навещать граждан под видом «миграционно-регистрационных проверок»). Если у вас нет телефона местного отделения полиции, легко выяснить его, позвонив по 02.

— Убедившись в личности участкового, уточните причину визита. Можно сделать это, все еще не открывая двери. Если представитель полиции ссылается на проверку документов, регистрации, уплаты налогов при аренде и т.п., напомните, что все это не является основанием для проникновения в квартиру. Сошлитесь на упомянутую статью 15 закона «О полиции».

— Если чувствуете, что обстановка накаляется и реально запахло взломом – скажем, участковый настаивает, мол, у него ориентировка, что в квартире скрывается преступник-наркоделец, то целесообразнее открыть дверь.

При этом особо раздраженных стражей порядка можно охладить напоминанием, что в случае чего вы уточните правомерность действий полицейского, позвонив в Управление собственной безопасности вашего регионального управления внутренних дел (телефон найдете на официальном сайте в Интернете) либо по 02 (здесь все звонки-жалобы-заявления фиксируются под запись).

«В гостях»

Что может сделать участковый, попав к вам в квартиру? Разумеется, попросит предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт). Это вполне правомерно, поскольку пункт 2 части 1 статьи 13 закона «О полиции» позволяет стражу порядка проверять документы в том числе, если «имеется повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении». Без регистрации по месту пребывания сейчас, чего греха таить, живут многие, а это и есть административное правонарушение.

Впрочем, далеко не всегда. Согласно пункту 9 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета (утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713) граждане России обязаны оформлять регистрацию по месту пребывания, если явились для временного проживания в какой-либо населенный пункт на срок свыше 90 дней. А если, скажем, человек приезжает поработать «вахтовым методом»: пару месяцев в столице, потом на родину в другой город возвращается, то регистрация строго по правилам не обязательна.

Все это стоит напомнить участковому. Равно как и то, что бремя доказывания совершения правонарушения лежит на правоохранительных органах. Презумпция невиновности у нас провозглашается не только в Уголовном, но и в «административном» кодексе (статья 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Так что срочно изыскивать билеты, подтверждающие ваш недавний приезд и скорый отъезд, не обязательно. В крайнем случае участковый вправе составить протокол об административном правонарушении (подробные правила его оформления – в статье 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Обратите внимание на важный нюанс: статья 28.6 КоАП предусматривает также процедуру под названием «Назначение административного наказания без составления протокола». В соответствии с ней сотрудник органа внутренних дел может сразу вынести постановление о назначении административного штрафа, минуя составление протокола и дальнейшее разбирательство дела.

Однако такая «упрощенка» не допускается, если гражданин не согласен с назначенным ему штрафом и (или) оспаривает сам факт правонарушения. Так что, если вы не признаете себя виновным, подчеркните это и дайте знать участковому, что вы в курсе вышеописанных правил.

На заметку: о штрафах…

Нашумевшие в начале этого года поправки о «драконовских» штрафах за нарушение правил регистрационного учета законом до сих пор так и не стали. Действующая на сегодня редакция статьи 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает такие наказания:

— для гражданина, проживающего без регистрации по месту пребывания, — штраф от 1500 до 2500 руб (напомним, нарушением считается доказанное пребывание без регистрации свыше 90 дней);

— для хозяина квартиры, который допускает проживание на своей жилплощади гражданина РФ без регистрации по месту пребывания, — штраф от 2000 до 2500 руб (опять же, если доказано превышение 90-дневного срока проживания без регистрации).

Наказание за предоставление жилья иностранцам, не соблюдающим правила миграционного учета, предусматривается в статье 18.9 КоАП РФ. Владельцам квартир в таких случаях грозит штраф от 2000 до 4000 рублей.

«Больной вопрос»

Вправе ли сотрудники полиции забрать гражданина из квартиры и препроводить в отделение внутренних дел?

Отвечаем: да, вправе. Но лишь в исключительных случаях, перечисленных в статье 14 закона «О полиции». Речь там идет о задержании подозреваемых в совершении преступления, находящихся в розыске, совершивших побег из-под стражи и т.п. В пункте 13 части 1 статьи 13 того же закона упоминается также, что гражданина могут доставить в служебное помещение подразделения полиции для установления личности, если имеются основания полагать, что человек находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.

К счастью, большинство добропорядочных хозяев и нанимателей жилья в эти категории не попадает.

…и немного о налогах

Практикующие юристы отмечают: основная сложность привлечения к ответственности за сдачу жилья без уплаты налогов состоит вот в чем. Требуется не просто установить, что в квартире появился новый жилец, но и доказать факт передачи им денег хозяину за пользование жилплощадью. А по нынешним временам даже договоры найма квартир составляются далеко не всякий раз. Не говоря уже об оформлении расписок, где была бы зафиксирована передача средств с указанием цели «наем жилого помещения».

Так что даже чистосердечное признание квартиросъемщика «да, плачу!» вовсе не является «царицей доказательств», позволяющей наказать хозяина квартиры за уклонение от уплаты налогов.

Ну и, возвращаясь к ожидаемым поквартирным обходам участковых, проясним еще один важный нюанс. Если в отделение полиции не поступало заявления от собственника квартиры (либо владельца неприватизированного жилья) с жалобой на неправомерное занятие жилплощади, то страж порядка не уполномочен требовать у вас какие-либо объяснения и документы, подтверждающие основание находиться в данном жилье. Никому не воспрещается временно жить у знакомых, приходить в гости и т.д. А еще в Жилищном кодексе упоминается просто «безвозмездное пользование жилым помещением» (часть 2 статьи 30 ЖК РФ).

Вывод

Конечно, всем нам следует соблюдать законы, неправомерно вечно жить без регистрации или сдавать квартиру толпам нелегалов. Однако знание своих прав и нюансов законодательства поможет избежать злоупотреблений и перегибов, которые порой случаются при проведении массовых кампаний-проверок.

Анна Добрюха, юрист

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20131023/269326799.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *