Как научить ребенка слушаться

Содержание

Как заставить ребенка слушаться

Быть Ленивой Мамой с непослушным ребенок очень сложно. Ведь уходит много сил и времени, чтобы договориться с малышом о самых простых вещах. А с послушными детьми все становится намного проще, и не придется участвовать в спорах по любому поводу.

Неприятно это говорить, но начать изменения нужно с себя, так как заставить ребенка слушаться с первого раза может только спокойная и уверенная мама. Помимо этого нужно прислушиваться к ребенку и чувствовать его потребности. Как именно это сделать я расскажу в статье.

В последнее время наблюдаются большие проблемы с послушанием у детей. В современных реалиях, когда их сильно балуют, достаточно сложно удержать ребенка в рамках дозволенного. Почему же это происходит?

Сейчас активно продвигается идея вседозволенности детей. Малышам примерно до 2 лет ничего не запрещают, не дают заданий и в целом почти никак не воспитывают. Поэтому к 3-4 годам неудивительно, что ребенок не слушается взрослых. Хотя существуют и другие причины: противоречивые указания, несоответствие требований возрасту ребенку и др.

Как же заставить ребенка слушаться?

Первым делом стоит понять, что ни в коем случае не стоит прибегать к физическому наказанию. После нескольких шлепков ребенок действительно выполнит вашу просьбу. Когда в дальнейшем будет капризничать, одно упоминание о физической расправе заставит его успокоиться. И с виду все отлично — система работает.

Но на самом деле ребенок не становится «послушным», он просто боится вас. Уверена что вы бы не хотели вызывать ужас и страх у ребенка. Помимо ваших отношений сейчас, вся эта ситуация отразится на будущем ребенка. Физические наказания, затаенная обида и злость на вас обязательно всплывут в подростковом возрасте в виде бунта. Или наоборот ребенок полностью погрузится в себя, станет инертным, забитым и неуверенным в себе.

При любом развитии ситуации счастливым забитый ребенок не вырастет. Поэтому физическое воздействие — сразу нет!

Научитесь разговаривать с ребенком, договариваться, и тогда не придется прибегать к ремню.

Как разговаривать с ребенком правильно?

Очень многое зависит от того, как и что вы говорите малышу. Для начала стоит обратить внимание на громкость — если постоянно говорить на повышенных тонах, ребенок перестает воспринимать смысл фраз. Вспомните свои чувства, когда начальник или продавщица отчитывают вас на повышенных тонах. Даже если это заслуженная критика, появляется злость и обида на кричащего человека.

  • Установить зрительный контакт. Дети концентрируются только на одной задаче, так что пока что вы не привлечете к себе его внимание, он может просто не слышать ваши фразы. Правильно: сесть на корточки перед ребенком, коснуться руки, чтобы он посмотрел на вас, и посмотреть в глаза. Обратиться по имени и повторить свою просьбу.
  • Короткие и понятные задания, особенно если вы разговариваете с ребенком младше 4 лет. Им сложно запомнить и выполнить последовательность действий. Поэтому вместо односложного «сними куртку и обувь, помой руки и садить за стол», выдавайте задания постепенно. Сначала «снимай куртку и обувь», когда будет выполнено «помой руки», и только после этого «садись за стол».
  • Слишком длинные речи. Родители любят припоминать прошлые оплошности, когда отчитывают ребенка или просят прекратить что-то. А детям сложно уловить о чем фраза «Ты забыл как упал с дивана в прошлый раз и пришлось ехать в больницу? Сейчас же слезай, иначе опять ситуация повторится и ты будешь плакать». Правильно сказать лаконично: «Прыгать на диване нельзя — это опасно». В этом случае главное послание будет получено.
  • Косвенные указания. Малыши воспринимают все фразы буквально, поэтому не видят указания к действию в вопросе «Ты собираешь вылезать из лужи?». Не переоценивайте умения детей, ведь они только осваивают язык и многое не понимают. Говорите прямо и однозначно: «вылезай из лужи».
  • Использование отрицания НЕ. Дети частенько пропускают отрицательный посыл «не», и вместо «не лезь в лужу» слышат приглашение «лезь в лужу». Вместо этого лучше предложить другую интересную альтернативу: «Давай обойдем лужу, чтобы не запачкать новые ботиночки».
  • Постоянное одергивание. Некоторые тревожные мамочки так опекают ребенка, что на протяжении всего дня предупреждают малыша об опасности: «не споткнись о порог», «обойти злую собаку», «не наступи в лужу», «не урони кружку»… Со временем ребенок перестает воспринимать эти фразы, принимая их за «фоновый шум». Сократите количество замечаний до необходимого минимума, просто ходите рядом с ним и страхуйте в опасные моменты.
  • Неумение слышать ребенка. Находясь с ребенком 24 часа 7 дней в неделю многие мамы начинают отключаться. Они вроде бы находятся рядом с малышом, но погружены в свои мысли, разговаривают по телефону и не слышат своего ребенка. Со временем малыш начинает копировать это поведение, игнорируя ваши указания. Вместо этого подайте правильный пример — отвлекитесь на минутку от мытья посуды, чтобы выслушать рассказ ребенка. Поддержите разговор, уточните что-то, тогда и малыш будет внимательней относиться к вашим словам.

Помимо этого прислушайтесь к своим словам. Нужно делать акцент не на ребенке и какой он плохой, а на своих чувствах.

Неправильная фраза: «Ты такой эгоист! Хватит уже орать, сейчас пойдем уже! Замолчи сейчас же, мне же стыдно за тебя перед окружающими».

Правильная фраза: «Я понимаю, что ты устал. Сейчас оплачу покупку и пойдем домой. Я почитаю книжку и ты отдохнешь. А сейчас, пожалуйста, если хочешь покричать, делай это, пожалуйста, потише — мне трудно сосредоточиться».

Можно сделать акцент на своих чувствах:

Неправильная фраза: «Мне стыдно за твое поведение перед другими» — так вы показываете, что мнение окружающих важнее ребенка.
Правильная фраза: «Мне с тобой трудно, от крика болит голова».

Наблюдайте за тем, что вы говорите и как эти фразы может понять ребенок. Тогда вам будет проще найти с ним общий язык.

Как заставить ребенка слушаться с первого раза

Научить малыша послушанию — это не так просто и быстро. Ведь нет волшебной таблетки, подходящей каждому ребенку. И это не робот, который способен слепо следовать приказам. Но все равно существуют определенные советы, которые учат ребенка слушаться родителей с первого раза.

К каждому ребенку свой подход. Так что пробуйте разные методики и подберите подходящую.

Итак, давайте рассмотрим основные методики, чтобы научить ребенка слушаться:

  1. Минимум запретов. Когда ребенок на протяжении дня только и слышит «нельзя», «не лезь», «отойди», он перестает подчиняться. Поэтому старайтесь использовать запрещающие фразы только в крайнем случае, когда он делает что-то серьезное. Вместо этого обезопасьте пространство для игр, уберите опасные и хрупкие вещи, будьте рядом с ребенком, чтобы отвлечь его от опасных игр или вовремя остановить.
  2. Единое мнение в семье. Обязательно выработайте в семье определенные правила, которые ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать. Если папа разрешает, а мама запрещает, ребенку сложно следовать указаниям. Ведь если в одном вопросе родители разошлись, значит и в других можно не слушаться.
  3. Однозначные запреты. Не меняйте свой взгляд на какие-то запреты, чтобы не путать ориентиры ребенка. Если вы сказали «последний раз прокатись на горке, и потом идем домой», значит нужно держать свое слово. Один-два раза ребенок сможет уговорить вас остаться, и потом будет повторять этот прием постоянно. Только более уверенно, ведь он знает — этот метод позволяет добиться желаемого.
  4. Поощряйте инициативу ребенка. Дети любят помогать взрослым, подражать им и быть полезным. Не загубите это стремление на корню. Если двухлетний малыш хочет помыть свою посудку, позвольте ему это сделать и похвалите. А когда он не будет видеть, просто перемойте. Если ребенок добровольно выполняет одно задание, то и с другими будет проще.
  5. Учитывайте возрастные особенности. Нельзя требовать от 3-летнего ребенка сидеть спокойно в течении, ведь в них бурлит энергия и ее нужно выпустить. Так же в 3-летнем возрасте начинает кризис, и на все предложения мамы поступает запрет. Поэтому изучите информацию про кризисы, умения и навыки по возрастам. Только когда вы поймете своего ребенка, он будет вас слушаться.
  6. Выполняйте угрозы. Многие взрослые запугивают ребенка пустыми или нерагальными угрозами «не съешь — я тебе на голову вылью», «если сейчас гулять не пойдешь, больше вообще гулять не будем!». Сначала такой фокус пройдет, и дети будут слушаться, но если после неисполнения «приказа» наказание не поступило, страх исчезнет. Поэтому следите за своими угрозами и исполняйте их. Речь, конечно, не про физическое наказание. Ведь помимо них существует 11 безопасных способов наказать ребенка, и отдельная статья для малышей до 2 лет. У таких крох мышление работает по другому, так что воспитывать их нужно иначе.
  7. Дайте возможность выбирать. Если у ребенка будут только запреты и инструкции, рано или поздно он может устроить бунт на корабле. Чтобы заставить ребенка слушаться и послушаться, достаточно создать хотя бы иллюзию выбора. «Возьмем в ванну утенка или кита?», «В больницу пойдешь в черной футболке или в желтой?», «Тебе положить морковку или горшек?»», «Кто с тобой сегодня будет спать из игрушек?».
  8. Последовательность в обучении. Если вы хотите, чтобы ребенок делал что-то самостоятельно, нужно обучать его. Сначала выполнить дело совместно (родители и ребенок), потом нарисовать инструкции и подсказывать, если у ребенка возникли сложности, потом он делает это самостоятельно. Обязательно проходите все эти шаги и не бросайте малыша перед трудностями.
  9. Играйте, а не давайте приказы. Намного проще заставить ребенка слушаться, если предложить сделать что-то интересное. Не «убери игрушки», а «попади игрушками в эту корзину». Или добавьте соревновательный элемент: не «бросай машинки, пошли кушать», а «давай посмотрим чья машинка быстрее доедет на кухни». Подумайте, как можно обыграть ваша задание, чтобы ребенок сам захотел его выполнить.
  10. Поощряйте, но не деньгами. Денежное поощрение используется очень активно, но желательно вместо этого лучше позволить посмотреть мультфильм, дать вкусное что-то, сходить на аттракционы и т.п. Дайте понять, что послушание вознаграждается. Обязательно похвалите ребенка, но следите за искренностью в голосе. Дети чувствуют фальшь. Обнимайте, целуйте, хотя это ребенок должен получать не только за послушное поведение, но просто так потому что он есть.
  11. Подайте хороший пример. Все ваши требования, запреты, нотации бесполезны, если сами их не соблюдаете. Фразы «не огрызайся» и «не груби» бесполезны, если вы постоянно ругаетесь с мужем или позволяете себе в грубой форме общаться с ребенком. Дети копируют поведение родителей даже в мелочах, так что внимательно следите за собой и думайте — чему научится мой ребенок?

Если ничего не помогает, посмотрите как доктор Курпатов помог в казалось бы безнадежном случае.

И даже если вы поймете как заставить ребенка слушаться с первого раза, не нужно злоупотреблять своей властью. Оставьте ему немного свободы, позвольте отстаивать свое мнение, уважайте их решение и давайте хотя бы иллюзию выбора, чтобы в будущем не столкнуться с проблемами. Беспрекословно послушные дети часто вырастают подверженными чужому влиянию (наркотики, алкоголь), безынициативными (отсутствие самостоятельности, невозможность быть лидером) и с другими психологическими проблемами.

Источник: https://lazy-mama.ru/kak-zastavit-rebenka-slushatsya.html

Здравствуйте, друзья. К сожалению, у меня к вам не самый приятный, я бы сказала «тяжелый» разговор, ведь я затрону тему, которая является поводом для расстройства и горьких слез зрелых состоявшихся людей. Догадались, что может вывести самодостаточного человека из равновесия, заставить почувствовать себе бессильным в противостоянии с подростком или с отстаивающим свои интересы малышом 4-х лет? Да, речь идет о детском непослушании. Поскольку избегание «неудобных» тем, как и замалчивание – это не решение, а уход от проблемы, сегодня я попробую с помощью советов авторитетных профессионалов отыскать ответ на вопрос: как научить ребенка слушаться родителей, чтобы во взаимоотношениях «отцы-дети» приблизиться к идеалу.

– Не слушается! Как заставить?

Именно с этих слов начинается беседа взволнованных или рассерженных родителей, которые пришли на консультацию к психологу. Хуже всего, что около 85% впервые приходят к специалисту, крепко держа за руку свое тихо-смиренное, плачущее или упирающееся всеми конечностями чадо. А ведь это распространенная ошибка родителей, которые по определению должны быть мудрее и «взрослее», чем их отпрыски. Во-первых, малыш чувствует испуг от неведения, что с ним будет происходить дальше, во-вторых, близкие родственники сами же навешивают своим детям ярлык «строптивого сорванца». Может быть, поначалу дети почувствуют растерянность, страх, обиду или даже стыд, однако потом, поверьте, быстро привыкнут к статусу «неуправляемого проказника», научатся манипулировать и извлекать из него выгоду.

Для начала опекунам стоило бы попробовать отыскать причины самостоятельно или с помощью специалистов, а затем и способы налаживания контакта с дочерью или сыном. Так уж получается, что с рождением карапуза родителям приходится осваивать новые профессии, специальности и виды деятельности, включая литературу на психолого-педагогические темы. Конечно, в воспитании можно действовать интуитивно, но все-таки лучше быть «в теме», чтобы знать, как поступить в ситуации, когда карапуз в переполненном покупателями супермаркете свалился на грязный пол, сучит ногами и истошным криком требует восемнадцатый чупс или пятый за сегодня киндер-сюрприз.

Нужно ориентироваться в возрастной психологии и потребностях детей, точно понимая, какие аргументы и рычаги управления использовать в беседе с самостоятельной трехлеткой и сыном 10 лет. Может для кого-то станет открытием тот факт, что воспитательный процесс нужно начинать с раннего детства. Спросите, как объяснить годовалому малышу, почему надо делать так и не иначе, если он еще плохо говорит и половины слов не знает? Педагоги утверждают, что в 2 годика малыши уже должны понимать не только интонацию мамы, но и значение слов «можно», «нужно» и «нельзя».

Разбор полетов

Увы, визит к психологу или педагогу с ребенком – не единственная оплошность взрослых, которые не знают, что делать если дети не слушаются и теряются в сложных ситуациях, реагируют агрессивно или, наоборот, попустительствуют там, где нужно проявить твердость. Вспомните, ведь и у вас так бывало, когда вы не знали, как утихомирить разбушевавшегося отпрыска, начинали автоматически повышать голос. Некоторые родители заходят дальше – грозят ремнем, а то и выполняют свои угрозы. Обычно, такие сцены ничем хорошим не заканчиваются: дети начинают бояться мамы или папы (последствия – соматические и психологические проблемы) или привыкают к ругани, ссорам и физическому насилию в семье, воспринимая такое поведение, как норму.

Один психолог приводит в пример двух девочек, одного возраста, одинаково симпатичных и умных. Одна девочка воспитывалась в семье спокойной, гармоничной, без криков, без истерик. Вторая девочка воспитывалась в семье, где были крики в сторону девочки, ругань между взрослыми. Девочки выросли, поехали в институт далеко от родителей, пришло время строить свою семью. Как вы думаете, какого мужа они выберут? Та девочка, которую воспитывали в гармонии и покое вряд ли окажется с мужем алкоголиком или с мужем, который может ее ударить, просто потому, что он не вписывается в ее картину мира, такой человек не привлечет ее внимания и скорее всего покажется страшным. У второй девочки ниже критерии отбора и она, по статистике, выберет человека, который позволяет себе ругаться, материться, драться…

Крик, запугивание и наказания – неэффективные методы воспитания, родителям следует потрудиться, чтоб дети их слушались с первого раза без крика и истерики. Причем воспитание начинается уже с 2 лет, с того самого кризисного возраста, если применять правильную тактику воспитание с 2-х лет, то проблем в 7, 13 лет можно избежать, особенно если выстроить доверительные отношения с ребенком, о которых мы поговорим позже.

Начнем с себя

Опытные или осведомленные родители, заинтересованные в том, чтобы в их семье царил мир, согласие и приятная атмосфера, делятся секретами, как приучить подрастающее поколение слушаться старших:

  1. Нужно наладить гармоничные отношения в семье между всеми членами семьи.
  2. Культивировать и поощрять семейные традиции, повышающие авторитет представителей старшего поколения.
  3. Внедрить четкие правила.
  4. Соблюдать распорядок дня.

Взрослые должны отдавать себе отчет в том, что самый эффективный метод формирования привычки слушаться – это личный пример родителей.

Вопрос послушания актуален для всех родителей, независимо от того, в какой стране они проживают. В настоящее время общественность признала истинными гуру в сфере общения с детьми авторов бестселлера «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер и Элейн Мазлиш. Поскольку квалифицированные эксперты из Америки приобрели знания на профессиональном и личном опыте, к их советам и рекомендациям стоит прислушаться, а так же воспользоваться интересными авторскими методиками.

Книга на ozon Онлайн книга

Как прививать уважение к дисциплине — 8 шагов

  1. Не провоцируйте детей на манипуляции – соблюдайте единство требований, они должны твердо усвоить, что папины, мамины и бабушкины «нельзя» одинаково бескомпромиссны и непоколебимы. И не подставляйте друг-друга. Бывают случаи, когда мама говорит нельзя больше 2 конфет в день, а бабушка «втихаря» дает малышу сладкое. В таком случае нужно донести бабушке мысль, что своим поведением, она порождает конфликты с ребенком в вашей семье, показывает ребенку, что мамиными правилами можно пренебрегать, и учит ребенка делать что-то втихаря от родителей. Сначала, это более-менее безобидная конфета, а что будет в подростковом возрасте? Поэтому, если вы заметили такое поведение близких, то обязательно обсудите эту проблему с ним и вызовите человека на осознанность. Скорее всего он делает это не со зла, и не осознает последствий.
  2. Научитесь игнорировать неуместные детские запросы и учредите запрет на ситуативное нарушение. Твердое «нельзя» не подразумевает «можно только сегодня», «чуть-чуть», «чтобы никто не узнал» и прочие уловки.
  3. Блюдите установленный распорядок. Малышу будет легче выработать «правильные» полезные привычки и привыкнуть к дисциплине, если не будет необоснованных отступлений от режима дня.
  4. Подробно объясняйте детям не только суть, но и необходимость конкретного запрета. Малыш или тинэйджер должен не только принять во внимание, но и осмыслить, почему в этой ситуации ему необходимо вести себя именно так, как требуют старшие. То есть вам нужно подумать самим для чего этот запрет, на сколько он обоснован, в интересах ли он вашего ребенка. Затем объяснить и установить правило, нарушение которого приводит к определенному наказанию. Наказание психологи советуют выполнять после одного предупреждения. Для достижения результата взрослые должны наладить диалог, в идеале добиться ответной реакции. Поскольку дошкольники не способны удерживать информацию очень долго, потому родители должны быть готовы к многократному, терпеливому и доброжелательному повторению просьб, указаний.
  5. Не частите с частицами «не» и дозируйте распоряжения. Нет ничего удивительного в бунте юного наследника, которому многое запрещают, особенно если взрослые выдают требования пачками. Обоснованные, понятные и посильные для выполнения установки должны усваиваться последовательно и постепенно. Незрелый мозг не в состоянии усвоить весь свод правил, да и не всем взрослым это под силу.
  6. Будьте дружелюбны. Эмоциональный прессинг и жесткие методы воспитания зачастую вызывают противоположный эффект. Начинать стоит с поручений, которые детвора выполняет легко и охотно. Не скупитесь на похвалу, создавайте позитивную эмоциональную атмосферу, сдерживайте раздражение, контролируйте свою интонацию, силу голоса.
  7. Учитывайте физиологию. Для сброса энергетического напряжения, гармоничного физического развития и отменного настроения детям разных возрастных групп нужна интенсивная двигательная активность. Жесткие ограничения и контроль на каждом шагу могут вызвать протест или депрессию у самых послушных и покладистых ребят.
  8. Станьте образцом для подражания – просто сами не делайте того, что вы запрещаете детям.

Дорогие друзья, надеюсь, что предоставленная мною информация была Вам интересна и полезна. Делитесь ею со своими друзьями и знакомыми, у которых есть дети. Возможно, сведения станут пособием для налаживания контакта с карапузами или вышедшими из-под контроля подростками. До новых встреч!

Источник: https://daynotes.ru/kak_nauchit_rebenka_slushat_sya_roditelej/

Приучайте ребенка вас слушать и слушаться

Фильм «Моя ужасная няня»

Ваши дети ложатся спать, когда им велят? Они встают, когда им велят? Говорят спасибо и пожалуйста?

​​​​​​​У умных родителей — веселые, умные и послушные дети. Более того, умные и любящие родители об этом заботятся: заботятся о том, чтобы дети были не только умными, но и послушными. Это кажется очевидным: если вы хотите приучать ребенка к хорошему, вначале его нужно приучить к тому, чтобы он вас элементарно слушался.

Вы говорите ребенку: «Нужно умыться» или «Помой руки!», а он вас не слушается. Вы напоминаете, что пора оторваться от компьютера и сесть за уроки, он недовольно морщится: «Отстань!» — Конечно, это непорядок.

К сожалению, обычные дети давно привыкли, что родителей можно не слушать: мало ли что они говорят! И дело здесь не в детях, а в нас, в родителях, когда мы важные для нас вещи говорим детям как-то не всерьез, не обращая внимания, слушают нас дети или нет, когда мы свои требования выставляем неубедительно. Ваши просьбы должны быть спокойными, но четкими распоряжениями, звучать весомо и сопровождаться контролем. В Университете практической психологии я даю студентам несколько хороших заданий на отработку правильных интонаций для взаимодействия, в том числе, с детьми. Ребенок должен знать, что ваши слова не пустышки, и если вы предупредили, что не убранные игрушки выбрасываются, они действительно исчезают. Если родитель обращается к ребенку с просьбой уверенно, зная, что у него есть рычаги влияния, на такую просьбу ребенок отреагирует.

Но дело не только в правильных формулировках и рычагах влияния, в деле налаживания отношений с ребенком есть еще одна важная хитрость, а именно — есть ли у вашего ребенка ПРИВЫЧКА вас слушаться. «Слушаться или не слушаться родителей» — это определяется не только тем, что и как говорят родители, это определяется еще и просто привычками ребенка. Есть дети, у которых привычка бездумно слушаться всех, а есть дети, у которых привычка так же бездумно не слушаться никого. Слушаться «всех» или «никого» — одинаково плохие привычки, а вот привычка слушаться избирательно, а именно СЛУШАТЬСЯ РОДИТЕЛЕЙ — отличная привычка! У ваших детей должна быть привычка быть внимательным к тому, что вы говорите, привычка делать то, о чем вы их просите. Приучите вашего ребенка вас слушать и слушаться, и у вас появится ваш родительский авторитет, у вас появится возможность воспитать из вашего ребенка развитого и думающего человека.

Сложно ли добиться, чтобы у ваших детей появилась такая привычка? Многое зависит от возраста: подростка приучить слушаться родителей – сложно, для многих мам почти нереально (папы чаще силовики и поэтому проще решают эти вопросы), а выработать такую привычку у маленького ребенка — задача решаемая. В принципе, чем раньше вы начнете вырабатывать у вашего ребенка привычку вас слушать и слушаться, тем вам будет проще.

Самый простой метод, который вам в этом поможет, это метод «Восемь шагов». Идея его в том, чтобы приучать ребенка вас слушаться, начиная с самых простых, элементарных вещей, и очень постепенно, методично переходить шаг за шагом к вещам более трудным. От простого — к сложному. Вначале делаем то, что получится у любого родителя с любым ребенком, затем добавляем немного, потом еще немножечко — и так проходим большой путь от ребенка естественного до ребенка воспитанного, который уже понимает, что людей любящих и более опытных, чем он — слушаться правильно.

Возраст, в котором алгоритм «Восемь шагов» работает наилучшим образом — от 2 до 12 лет. После 12 лет воспитанный ребёнок должен уже стать вашим другом и помощником, вы осуществляете уже не столько его воспитание, а помогаете ему в его самовоспитании, помогаете ему лучшим образом решать встающие перед ним жизненные задачи.

А теперь к делу. Что это за шаги?

Шаг 1: Пристройка.

Как говорил Король из сказки Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц», управлять восходом солнца легко, нужно только знать, когда восход происходит. Скажите в нужный момент: «Солнце, поднимайся!», и вы станете властелином восходящего солнца… Также и ребенок: если ребенок вас пока не слушается, он все равно что-то делает. Идите от того, что есть, пристраивайтесь к тому, что он делает, и направляя его активность в нужную вам сторону.

Ребенок бегает, вы ему кричите: «Молодец, быстрее, быстрее!» — он радостно добавляет скорости.

Сели за стол, вы знаете, что ребенок любит, к чему он все равно будет тянуться. Опередите его: «Бери свои любимые хлебцы!» Вы сказали — он взял.

Маленький Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладоши? — Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи как гудит машина! … Замечательно!» — вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Ему полтора года, и он уже приучается вас слушать и слушаться.

Не можешь справиться — возглавь. Не можете (пока) управлять поведением ребенка — пристраивайтесь к тому, что он все равно делает, и что хочется делать ему самому.

Шаг 2: Приручение: приучить приходить, когда зовут.

Вы знаете, что такое «привадить»? Рыбак кидает в речку подкорм — приваживает рыбу. Когда древний человек решил приручать диких собак, он также начинал с приваживания, потом начинал их подкармливать, после — поглаживать, а постепенно приучил их подбегать к нему, когда он их зовет. А вы своих детей уже приручили? Они прибегают к вам, когда вы их зовете? Если ваши дети — еще дикие, начинайте, как древний человек, с их приручения.

Ваш ребенок любит хрумкать яблочки или грызть печеньки: ваша задача сделать так, чтобы доступ к этим сладостям был не свободным, а только через вас. В вазочке этого нет, а вы ребенку это дать можете. Теперь вы не дожидаетесь, пока он начнет у вас клянчить, а сами, выбрав хорошее время, объявляете: «Кто хочет вкусное яблоко, быстро бежит ко мне!», «Печеньки, печеньки, вкусные печеньки для послушных детишек». Дети бегут, вы их угощаете и гладите по головке: «Молодцы, как вы быстро прибегаете к маме!». Вот охота и состоялась — вы уже приучаете детей приходить к вам, когда вы их зовете.

Приваживайте к себе вашего ребенка — и хвалите его, когда он к вам приходит! Привадой может быть не только еда, а все, что нравится ребенку: и выдавить крем на торт, и порезать хлеб, и время, когда вы можете поиграть с ребенком в игры, которые он любит. «У мамы есть пять минут! Кто быстро прибежит, может с нею поиграть в жмурки!». Важно: если ребенок прибегает, вы это подкрепляете: даете приваду и хвалите. Если ребенок не торопится прибегать, приходит потом и требует, вы приваду не даете: «Всё! Всё уже кончилось!», но подсказываете: «Когда мама зовет, надо прибегать быстро!». Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.

Шаг 3. Спокойное присутствие и формат.

Маленькие дети вас не слушаются не потому, что они вас не уважают, а потому что они никогда не умеют слушаться. И себя не умеют слушаться. Ими владеет их тело, а они своим телом не владеют. Что делать? Учить их владеть своим телом.

Ваш ребенок должен научиться спокойно стоять и сидеть, не кривляясь телом и держа выражение лица. Этому учат тренеры на танцах и в спортивных секциях, учителя в хороших школах, дорогие гувернантки и папы с армейской закалкой в семьях. Многие вещи ребенок может усвоить через игры: «Замри!» (половина детей замирает, другая половина пытается их рассмешить. Кто рассмеялся — проиграл!).

Шаг 4. Учимся договариваться.

Ваш ребенок будет разумным, а не капризным существом, если вы будете его приучать разумом пользоваться. А для этого не пожалейте время, объясняйте ребенку, что хорошо и что плохо — и учите его договариваться. Можете пробовать разумно разговаривать с ребенком даже в два года, а если вашему ребенку уже три годика — это уже обязательно. Учите ребенка договариваться и выполнять договоренности!

Вы с ребенком на детской площадке, вам пора уже уходить, а ребенок уходить не хочет, ему хочется играть еще. Просто скомандовать? — Ребенок может начать протестовать ревом. Что делать? Договариваться. Первая договоренность — перед тем, как прийти на детскую площадку. «Ты хочешь пойти на детскую площадку, но долго мы играть там не можем, мне нужно будет вернуться домой, готовить обед. Ты обещаешь мне, что когда я скажу что нам пора, ты не будешь плакать, а попрощаешься со всеми детьми и пойдешь со мной домой? Ты меня не задержишь?» Второй разговор — когда вам пора уходить. Скорее всего, ребенок начнет ныть: «Мам, я еще немного!». Тут ваша задача спокойно отрезать его от играющих и обсудить, как в такой ситуации вести себя правильно. «Если обещал, что не будешь ныть и плакать, когда нужно идти домой — ныть и плакать нельзя. Иначе как же тебе будут верить в следующий раз?»

Тут важно, чтобы уважение к договоренностям поддерживали все близкие взрослые, позиция одна: «Договорились — нужно выполнять. А кто не выполняет договоренности — тот нарушитель, каприза и маленький, ничего серьезного ему разрешать нельзя». Мы договариваемся и не капризничаем.

Шаг 5: Нет капризам.

Послушный ребенок не только ДЕЛАЕТ то, о чем вы его просите, он еще ПЕРЕСТАЕТ ДЕЛАТЬ то, что вам не нравится. Ребенок пробует бороться с волей родителей через свои капризы и истерики, и ваша задача на этом шаге — перестать на них как-либо реагировать. Приучайтесь делать свои дела, не реагируя на капризы ребенка — в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.

Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка «Ну поиграй со мной!» будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела важные. Приучите ребенка к слову: «Это важно». Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!» — то скоро ребенок начнет вас понимать. Это — важно!

Шаг 6: Требования.

Ваш ребенок уже быстро прибегает к вам, когда вы его зовете с чем-то вкусненьким, перестал капризничать и уже не устраивает истерик. Как правило, он сделает то, о чем вы его попросили, но он еще не привык к тому, что вы можете от него что-то всерьез требовать. Просьбы — мягкие, а требования — жесткие и обязательные. Вот прямо так и слушаться? На этом шаге снова действуйте последовательно, но аккуратно, вначале требуйте минимум и только тогда, когда вас поддержат все.

Ребенок уже достаточно подрос, чтобы… Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно… — Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали.

Если ваших требований на ребенка многовато, если он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих — не давите. Как и политика, воспитание — искусство возможного. Сам Наполеон учил своих полководцев: «Отдавайте только те приказы, которые будут выполнены».

Тем не менее, постепенно убирайте приваду как нечто обязательное, начинайте звать ребенка уже без того, чтобы наградить его чем-то вкусным. Ребенка уже пора приучать к тому, что если мама (тем более папа) его зовут, нужно приходить просто потому, что его позвали. Если он сразу не идет — повторили, но добились. А теперь обратили его внимание на то, что вам пришлось его ждать, и попросили приходить, когда мама зовет. Не надо ругаться, просто скажите: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!», — и поцелуйте! Потихоньку ваш ребенок начнет это усваивать.

Шаг 7: Обязанности.

Требования — разовые, а обязанности — это система постоянных требований к ребенку. Пришла пора приучать ребенка к тому, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, и он должен участвовать в семейных делах наравне с мамой и папой. Объяснив это ребенку, начинайте уверенно давать ему задания, но и здесь действуйте постепенно: пусть вначале выберет себе обязанности по силам, пусть он делает то, что ему несложно или тем более даже немного хочется.

Это шаг, более трудный для мам, чем для ребенка. Мамам очень хочется сделать все самим и не напрягать ребенка. Так вот, уважаемые мамы и в принципе родители, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин — скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы — воспитатели, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самим и каждый раз поручать это ребенку.

Вначале ребенку приходится напоминать о его обязанностях, через какое-то время обязанность помнить должна уже лечь на самого ребенка. Помнить о своих обязанностях — тоже обязанность ребенка!

Шаг 8: Самостоятельность.

Когда ребенок уже знает, что такое обязанности, приходит пора приучать его к самостоятельности. Умение подчиняться — основа умной самостоятельности. Самостоятельность послушного ребенка в том, что вы можете уже давать ему трудные задания в уверенности, что он их выполнит вполне самостоятельно, без вашей помощи и подсказок. Это уже не просто «Сходи в магазин» или «Выносить ведро — твоя обязанность», а «Собери все вещи, которые будут тебе нужны в походе», «Бабушке нужно помочь на даче вскопать огород», «Заболел зуб? Звони в поликлинику, узнай когда врач, сходи и вылечи зубы». Как обычно, не все будет складываться сразу, вначале ребенок будет нуждаться в ваших подсказках, помощи и поддержке, но чем чаще он начнет успешно справляться с трудными поручениями, тем быстрее у него проснется вкус к самостоятельности. Итак, двигайтесь от простого к сложному, от подсказок плотных, частых и конкретных к подсказкам редким и общего плана, и таким образом постепенно переходите ко все более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными.

В идеале, если вы куда-то уедете на относительно длительный срок, ваш ребенок должен уметь жить без вас без больших проблем. Он уже — самостоятельный!

Шаг 9: Ответственность.

Ну вот, остался последний шаг: ответственность. Женщины не очень любят слово «ответственность», им ближе «заботливость», однако между этими словами есть разница: заботливый человек платит только стараниями и душой, а ответственный за свои ошибки платит реально. Если вы поручаете ребенку ответственное дело, за это, в случае прокола, придется расплачиваться или ребенку, или вам. Но дети растут, приходит пора знакомить их с ответственностью, и вы теперь поручаете ребенку не просто дела, а ответственные дела: те, за которые нужно отвечать перед другими людьми или, просто, за ошибки расплачиваться.

Вы поручили ребенку расставить на столе дорогой сервиз. Или — положить деньги в банк. Или — привести маленькую сестренку из садика… Не разобьет? Не потеряет? Не забудет?

Берясь за ответственное дело, ребенок уже знает цену ошибки, и относится к поручению ответственно: все продумает, запомнит, проследит и проверит, а по итогам вам обязательно доложит.

Когда ребенок научится и этому, вы можете гордиться — перед вами уже взрослый человек. Вы — воспитали взрослого, ответственного человека! Помните, а начиналось все с тихих, аккуратных пристроек к совершенно непослушному ребенку?

Конечно, и после этого никто не пообещает вам, что ваши дети станут ангелами и никогда вас не ослушаются. Возможно все, наши дети слушаются нас не всегда. Когда-то это бывает случайно, иногда — намеренно. Как на это реагировать? Спокойно. Если вы действуете грамотно, этот вопрос вы решите без труда.

Кстати, а есть ли что-то после восьмого шага, после формирования у ребенка ответственности? Ваш ребенок не просто готов выполнить ваши просьбы, он знает свои обязанности, он вполне самостоятельный и ответственный человек. И это — все? Больше мы ничего не хотим подарить своему ребенку? Скажите, а когда и как мы поставим задачу, чтобы наши дети выросли еще и — любящими людьми?

Должны ли дети беспрекословно слушать своих родителей?

​​​​​​​На этот вопрос не может быть однозначного ответа ровно потому, что родители бывают разными. Есть родители — алкоголики, есть — умные и любящие. Если мы будем говорить об умных и любящих родителях, то наш ответ будет положительным: да, таких родителей дети должны слушаться беспрекословно. Почему? Зачем? Потому что умные и любящие родители своих детей любят и никогда не потребуют от детей того, что будет детям во вред. Такие родители любят с детьми просто разговаривать, проводить с ними время вместе — и слушать то, чем дети с ними делятся. Требования к своим детям от них услышишь не часто, да и требуют они только то, что действительно обязательно.

5 лет: выходя на проезжую дорогу, нужно взять маму за руку и тут не баловаться. 10 лет: вначале уроки, потом компьютерные игры. 15 лет: в 22.00 — спать!

Обычно они это даже не требуют, а мягко просят, скорее, подсказывают и напоминают, и этого бывает достаточно. Почему? Потому что дети уже привыкли, что своих замечательных родителей нужно слушаться, и понимают, что если мама или тем более папа что-то сказали, тем более сказали всерьез, это нужно сделать. И не просто сделать, а сделать сразу, именно так, как сказано и без недовольных мордочек, чтобы позже сам ребенок не столкнулся с феноменом своего же внутреннего саботажника.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/priuchayte-rebenka-vas-slushat-i-slushatsya

Что значит послушный ребенок?

Послушный ребенок обычно более спокоен, жизнерадостен, а значит — это полезно для его здоровья, для укрепления нервной системы. Если малыш слушается взрослых— у него быстрее можно выработать привычку быть вежливым, внимательным к людям, воспитать организованность и трудолюбие. Да и умственное развитие ребёнка протекает в более благоприятных условиях. Приучая ребенка слушаться, мы тем самым развиваем и укрепляем его волю. И жизнь в семье протекает спокойнее.

Недаром мать одной очень капризной девочки сказала как-то:
— Когда Галя не капризничает, для нас это праздник!

Если пятилетний сынишка постоянно требует выполнения своих желаний, капризничает, неразумно настаивает на своём, значит у него появилась и в какой-то мере укрепилась привычка непослушания.

Родителям надо опасаться непослушания детей. Если не обратить на него вовремя внимание, то выработается навык непослушания, преодолеть который будет очень трудно. Дети 3-5 лет ещё малы, и поэтому их поведение не может строиться на основе полной сознательности. У ребят дошкольного возраста появляются лишь начатки сознательной дисциплины, и послушание —важнейший её элемент.

Чтобы ребенок был послушным…

  • Всякий дисциплинированный ребёнок отличается послушанием: он умеет быстро и точно выполнить указание, просьбу, распоряжение. Понятно, что послушание не должно быть слепым, бездумным или побуждаемым чувством страха. Поэтому, требуя, чтобы ребенок был послушным, объясняйте ему (если не в данный момент, то позднее), почему надо выполнить то или иное распоряжение. Конечно, ваши требования должны быть посильными для ребёнка и справедливыми.
  • Маленькие дети часто встают утром с капризами, не желают одеваться. Прежде всего выясните причину такого поведения. Может быть, ребенок поздно ложится или возбуждается перед сном шумными играми, чтением страшных сказок и т. п. Если это так, непременно наладьте правильный режим: он не только полезен для здоровья, но и дисциплинирует детей. Установите точные часы подъёма детей, время для еды, прогулок, игр, занятий.
  • Но не надо уговаривать, упрашивать детей. В воспитании послушания на детей очень хорошо влияет деловой тон взрослых или, как говорил А. С. Макаренко, деловое распоряжение. Деловой — это не значит сухой, холодный тон. С ребёнком нужно говорить спокойно, ласково, а иногда и слегка повысить голос, но так, чтобы он чувствовал вашу уверенность и твёрдость.
  • Важно учитывать и форму обращения к ребенку. Часто малыша спрашивают: «Ты будешь есть кашу?» Такая форма обращения может вызвать любой ответ, например: «Нет, не буду». И если мать станет настаивать, сердиться, она будет неправа: когда ребёнок должен есть кашу, не нужно и задавать такого вопроса.
  • Когда дети капризничают и не выполняют ваших требований, можете иногда использовать обходный путь. У детей-дошкольников (особенно у малышей 3—4 лет) ещё слабо развита воля, а внимание неустойчиво; они очень эмоциональны. Отвлеките временно их внимание, свяжите своё требование с приятной, близкой перспективой: «Как жаль, сынок, что ты капризничаешь и из-за этого медленно одеваешься. А я хотела с вами обоими после завтрака игрушки делать». Или: «Одевайся поскорее, будешь со мной на стол накрывать». (Свое обещание обязательно выполняйте.)
  • Как правило, подобные приёмы улучшают настроение ребёнка и вызывают у него желание выполнить требование взрослого. Поощрение поднимает веру малышей в свои силы, поэтому не забудьте похвалить мальчика, если он быстро оделся.
  • Если же ребёнок настолько раскапризничался, что с ним ничего не поделаешь, оставьте его в покое. Увидев, что на него никто но обращает внимания, ребёнок быстро успокоится.

Требовательность в воспитании послушания

Мужчины, как правило, более требовательны, нежели мамы. Они не хотят идти на поведу у детей, и это верно. Женщины проявляют слишком большую мягкость, нетребовательность, идя на уступки детям, жалеют их, когда нужно твёрдо стоять на своём. Это неправильно. В воспитании послушания у детей разумная требовательность играет решающую роль.

Что значит разумная требовательность?

Во многих случаях, когда дело касается здоровья детей, их безопасности, а в некоторых случаях — и спокойствия взрослых, нужно потребовать, чтобы дети сразу же, с первого слова выполнили распоряжение. Запрещая, коротко объясните причину запрета, чтобы дети поняли, почему нельзя делать то или иное.

Иногда же не следует настаивать на немедленном выполнении своего требования. Это относится к тем случаям, когда ребёнок занят игрой, увлечён чем-нибудь. Хорошее увлечение, стремление закончить начатое дело очень важно поддерживать у детей.

Так воспитывается настойчивость, воля, развивается умение преодолевать трудности. К примеру, сын или дочка увлеклись строительством дома из кубиков или игрой в куклы, а вы требуете прекратить игру, потому что пора ужинать. Несомненно, такое требование вызовет протест; малышам очень хочется достроить, доиграть. Дайте им эту возможность, предупредив заранее, что через пять минут игра должна быть закончена и надо идти мыть руки. Если же дети, скажем, только начали строить дом, посоветуйте им закончить завтра, а сегодня сделать только стены. Дочке предложите усадить куклу за столик; кукле тоже пора ужинать.

Поступая подобным образом, вы учитываете интересы детей, их законные желания и избегаете ненужных конфликтов. И когда вы будете последовательны в своих действиях, дети довольно быстро усвоят необходимое и не станут тратить силы на выпрашивания, уговоры, слёзы.

К сожалению, требование «нельзя» часто остаётся только на словах, и у родителей не хватает настойчивости и терпения, чтобы добиться от малыша выполнения своего указания.

Наказывать ли детей, чтобы научить слушаться родителей?

Иногда, чтобы добиться послушания, приходится и наказывать детей. Но чем реже к этому прибегают родители, тем бывает лучше, так как к частым наказаниям малыши привыкают и перестают на них реагировать. Прежде чем наказывать, обязательно выясните причину непослушания.

Не всегда ребёнок бывает виновен, подчас виноваты сами взрослые. Ни в коем случае не применяйте физических наказаний. Шлепками и ремнём детей правильно не воспитаешь. Это лишь проявление нашей слабости, вспыльчивости, неумение найти верный выход. Физические наказания обижают и озлобляют детей, вызывают страх, а от него прямой путь к обману. К тому же любое физическое наказание чрезвычайно вредно для ещё неокрепшей нервной системы ребёнка.

Решив наказать ребёнка, вы можете лишить его любимой игрушки, не позволить пригласить товарища или пойти к нему, отказать в обещанном удовольствии. Можно начать говорить с ним сухо, отказаться поцеловать его на ночь.

Научить ребенка слушаться можно только в том случае, если родители действуют согласованно, вместе, во всём поддерживая друг друга и ни в коем случае не показывая ребёнку тех временных несогласий, которые, конечно, могут возникнуть.

Часто дети не слушаются именно из-за того, что среди взрослых членов семьи нет нужного единства. Как тут сделать ребенка послушным, если, к примеру, папа даёт конфету, мама не разрешает брать её, а бабушка заступается за внука. Понятно, малыш становится на сторону, представляющую наибольшую для него выгоду, и в конце концов не слушается никого.

«Нет» – значит «Нет»

Известный детский психолог и семейный консультант http://letidor.ru/go.php?url=http://www.empoweringparents.com/No-Means-No-How-to-Teach-Your-Child-that-You-Mean-Business.php?&key=Family-Rules-And-Limit-Setting пишет, что многие родители, сами того не замечая, учат детей не слушаться. Все мы так или иначе понимаем, что поведение родителей должно быть последовательным. Но это простое правило очень часто остается без внимания потому, что следовать ему в реальной жизни сложнее, чем кажется.
Сказать ребенку «Нет, нельзя», а потом под напором его просьб, криков или нытья разрешить – самый верный способ научить его не слушаться. Если такие ситуации будут повторяться, ребенок поймет, что родительское «Нет» вовсе не окончательный ответ. Оно всего лишь означает «Продолжай пытаться». Что он и будет делать.
Получается, что родители показывают ребенку способ и возможность преодолеть их запреты. Тоже самое происходит, если вы вступаете в переговоры с ребенком, которые превращаются в торг. Договариваться – не значит торговаться. В какой-то момент, пытаясь решить очередной спорный вопрос со своим четырехлетним сыном я обнаружила, что нахожусь лицом к лицу с маленьким «бизнесменом», который совершенно не собирается «продавать» свое послушание за дешево! Признаться, далеко не всегда легко противостоять этому напору. Куда проще согласиться на указанную «цену» и убедить себя в том, что мы с сыном «договорились».
Разумеется можно вознаградить ребенка за хорошее поведение, но никак не в форме «платы» за послушание, которую ребенок выторговал. Линия поведения родителей здесь может быть только одна: если вы убеждены в том, что установленное вами правило или ограничение верное и необходимое, значит оно должно соблюдаться без условий и без торга. Добиться этого не просто, но возможно. В первую очередь, для этого нужно много работать и с ребенком и над самим собой. Некоторые методы могут оказаться полезными в этой работе.

Правильно выбрать момент

Очень важно правильно выбрать момент, чтобы сообщить или объяснить ребенку новое правило или запрет. В первую очередь, это должен быть спокойный момент. Конфликтные и стрессовые ситуации не способствуют пониманию. Даже взрослые не способны четко воспринимать информацию, когда они раздражены, устали или расстроены. Тем более это касается детей, в особенности маленьких.
Бесполезно что-то пытаться объяснить или требовать от ребенка, который кричит и плачет. В такой момент он скорее всего даже не поймет, чего от него хотят. Поэтому сначала нужно разрешить напряжение конкретной ситуации и дать ребенку, да и самому себе тоже, успокоится. Способы для этого могут быть разные: забрать ребенка в другую комнату, дать ему переключиться, отвлечь его и т.д. В любом случае, все объяснения, как и наказания, если они необходимы, должны происходить после. Этот принцип, при всей его очевидной правильности, не так легко реализовать. Как мама двоих маленьких детей я прекрасно понимаю, что в таких ситуациях сдерживать собственное раздражение крайне не просто!
В конце концов родитель тоже человек, нервы и уши у нас не железные. Но срываться на ребенка — значит обеспечить результат обратный желаемому. Не решая абсолютно никаких проблем, мы просто создаем новые. Поэтому как бы ни было трудно, нужно искать способы успокаивать и сдерживать себя. Мне часто помогает совет, который я вычитала у Лауры Маркам. Заключается он в том, чтобы в такие моменты находиться на уровне глаз ребенка, не смотреть на него сверху вниз, а присесть рядом или наклониться к нему. Этот метод срабатывает «с двух сторон». Родителю проще сдерживаться, а ребенку легче воспринять слова, которые звучат не откуда-то сверху, а произносятся с ним рядом.
Наказания также лучше обговаривать заранее. Чтобы они были разумными и соответствовали проступку, а не степени раздраженности родителя в конкретный конфликтный момент. Проще говоря, «правила игры» и «штрафные санкции» должны быть оговорены в спокойной обстановке и заранее известны ребенку.

Золотая середина

Правила и запреты – та сфера воспитания, в которой легче всего уйти в крайности: держать детей в слишком жестких рамках или наоборот все им позволять. И то, и другое в дальнейшем может негативно сказаться на характере ребенка. http://letidor.ru/go.php?url=http://www.ahaparenting.com/about-Dr-Laura-Markham, о которой я уже упоминала, считает, что золотая середина в этом вопросе вполне возможна. Метод, который предлагает доктор Маркам – это эмпатия.
Существуют разные интерпретации этого термина. В данном случае имеется ввиду несколько моментов:

— сильная внутренняя связь с ребенком, которая даст ему уверенность в том, что вы на его стороне, что ограничения устанавливаются не ПРОТИВ него, а РАДИ него.
— родитель должен постараться увидеть ситуацию глазами ребенка, понять как он себя в ней чувствует и постараться быть ВМЕСТЕ с ребенком в его переживаниях. Это значит, дать ребенку понять, что никто не осуждает его за то, что он обижен, расстроен, разочарован или злиться. Все эти эмоции – нормальная первая реакция на запреты. В конце концов, не так ли мы взрослые реагируем, когда встречаем новые для себя ограничения? Главное, чтобы ребенок не оставался с ними один на один, а ощущал себя любимым вместе со всеми его чувствами. Это важно не только для психологического, но и для физического здоровья ребенка.
Непризнанные и непринятые эмоции не исчезают в нас без следа. Они накапливаются и со временем так или иначе дадут о себе знать. Именно поэтому так важно помочь ребенку осознать собственные негативные эмоции и не винить себя за них, а принять их и, как иногда говорят, дать им «пройти мимо». При этом установленное правило или запрет разумеется остаются неизменными. Говорите с ребенком о том, что его эмоции понятны, нормальны и закономерны, но и ограничение – необходимая мера. Со временем он научится быстрее справляться со своими чувствами и воспринимать ограничения, как естественную часть жизни.
О необходимости запретов и ограничений следует сказать отдельно. Каждый родитель сам принимает решение о том, насколько то или иное правило необходимо и рационально. Все зависит от конкретных условий и ситуации. Тем не менее доктор Маркам считает, что по сути абсолютными могут быть только правила касающиеся безопасности и здоровья. Во всем остальном следует помнить, что чрезмерное количество запретов не способствует развитию близких и доверительных отношений между родителями и детьми. Поэтому лучше несколько раз подумать прежде, чем настаивать на том или ином ограничении.

Правила и ограничения для самых маленьких

Как вести себя с малышами 2-4х лет? Доктор Томас Макинтайр, профессор Хантер Колледжа в Городском университете Нью-Йорка http://letidor.ru/go.php?url=http://www.education.com/magazine/article/setting-limits-for-toddlers/.
Устанавливайте правила заранее
Если вы идете с ребенком в магазин или другое общественное место, напомните ему о том, что можно и что нельзя перед выходом. Если нужно, то объясните. В спокойной домашней обстановке ребенок лучше поймет вас и лучше запомнит то, что вы ему говорите. На улице, в магазине, в метро, где масса отвлекающих факторов и ребенок часто дезориентирован новизной ситуации, пытаться что-то ему внушить будет уже бесполезно. А вот напомнить можно и нужно. Но при условии, что вы заранее все объяснили.
Будьте последовательны
Предсказуемость и последовательность событий — это важный фактор, который помогает ребенку ориентироваться в ситуации. Это касается в том числе ограничений и запретов. Малыш должен точно знать, что если в наказание за какую-то провинность, он лишен на сегодня сладкого, то чтобы он ни делал, конфет он не получит. Уступать крикам и истерикам в данном случае никак нельзя. (Впрочем об этом мы уже говорили). Дети очень редко устраивают бессмысленный плач. Обычно, ребенок устраивает истерику, когда знает, что таким образом получит желаемое, если он поймет, что этого не происходит, то и истерик станет гораздо меньше.
Сохраняйте спокойствие
Бесполезно пытаться перекричать плачущего ребенка или докричаться до него. Чем тише вы будете говорить, тем скорее ребенок услышит вас или перестанет плакать, чтобы прислушаться к тому, что вы говорите.
Повторяйте, повторяйте, повторяйте
То что вам приходится говорить ребенку одно и тоже помногу раз, далеко не всегда означает, что он вас не слушает. Маленьким детям требуется время, чтобы до конца понять и запомнить, чего от них хотят. Если ребенок схватил сегодня что-то, что вы только вчера сказали ему не брать, не спешите сердиться на него. Очень может быть, что сказанное вчера он просто уже успел забыть.
Научитесь распознавать раздражители
Постарайтесь выделить, какие ситуации чаще всего провоцируют вашего ребенка на капризы и плач. Старайтесь подготовить его к таким моментам заранее. Например, если ребенок часто идет спать со слезами, можно заранее начать спрашивать его о том, какую сказку он сегодня хочет почитать или какую игрушку взять с собой в кровать. Чтобы отвлечь внимание малыша от напряженного для него момента.
Наказывайте поведение, а не ребенка
Важно, чтобы ребенок понимал, что если его ругают или наказывают, это не значит, что он плохой, а только значит, что то, что он делает неприемлемо. Критикуйте то или иное поведение, а не самого ребенка. Кроме того, наказания должны быть предсказуемыми для самого малыша. Скажите ему заранее о последствиях, а не придумывайте их по ходу развития ситуации.
Избегайте пустых угроз
Если малыш вдруг не хочет садиться в машину или идти домой с прогулки, не стоит говорить ему, что вы «просто оставите его тут». В первый раз он испугается, а на второй просто не поверит вам. Более того, такие неисполнимые угрозы убедят ребенка в том, что он может спокойно настаивать на своем, чем бы ему не угрожали.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/161943476-132349942/

С проблемой непослушания любимого чада сталкиваются многие родители. Наверное, каждая семья переживала моменты, когда на фоне полного эмоционального благополучия, малыш начинает кричать, плакать, падать на пол, проявляя протест против той или иной ситуации. Особенно неловко становится родителям, когда подобные проявления случаются в общественных местах.

Каждый ребенок переживает несколько периодов непослушания

Почему ребенок капризничает, как правильно реагировать на детские капризы и, как научить ребёнка слушаться – об этом мы и поговорим в нашей статье.

Причины детских капризов и реакция на них со стороны взрослых

Многие родители должны знать, что на протяжении дошкольного детства ребенок переживает кризисные периоды, каждый из которых имеет свои характерные особенности — это возраст 1 года, 3 лет, 5 лет и 7 лет. В эти периоды дети особенно ранимы, капризны и, по мнению родителей – непослушны.

Детское упрямство начинается с полутора лет

При проявлении ребенком негативных реакций родители должны постараться определить истинную причину их возникновения. Возможно малыш:

  • плохо себя чувствует;
  • нуждается в приеме пищи или сне;
  • манипулирует родителями;
  • капризничает с целью привлечения к себе внимания;
  • оказался в незнакомой обстановке;
  • испытывает страх перед, чем либо;

Этот список может быть еще продолжен, но мы перечислили основные причины детских капризов, приводящих к непослушанию. инфо

Детский негативизм — проявление осознания себя как личности

Взрослые должны помнить что, несмотря на то, что ребенок является частичкой своих родителей, он все же личность и имеет право на свои взгляды и желания. Родители должны научиться уважать мнение ребенка, и считаться с ним.

Не стоит при первых признаках непослушания пользоваться родительским авторитетом, тем более применять физическую силу. Подобная тактика общения, впоследствии, может привести к замкнутости ребенка, либо к отчуждению во взаимоотношениях между родителями и малышом.

Совет психолога — не надо сразу вешать на малыша ярлык «плохого» ребенка

Как правильно реагировать на детские капризы

В воспитательном процессе очень важно найти золотую середину, чтобы не навредить психике ребенка, но и не потерять родительский авторитет. Как это сделать правильно?

Суть «золотого правила» заключается в том, что с ребенком нужно научиться договариваться — это не значит, что необходимо идти у него на поводу, выполняя его прихоть по первому требованию.

Ребенок имеет право на ошибки как и все люди

Вспомните себя в детстве, на любое слово «нельзя» всегда хотелось «сделать с точностью, да наоборот» дабы утвердиться и показать свою независимость перед родителями. Поэтому и нынешние дети, на любые запреты со стороны взрослых, начинают отвечать протестом, родителям не всегда это нравится, и они переходят на повышенный тон – подобные действия только усугубляют ситуацию.

Мудрые, уважающие своих детей родители, должны научиться реагировать на протесты своих детей спокойным, требовательным тоном и поведением. Слово «нельзя» обязательно должно сопровождаться разъяснениями «почему».

Советы родителям: главное — спокойствие

Да, конечно же, с первого раза сделать это будет весьма сложно. Но прежде, чем научить ребенка послушанию, родители сами должны научиться правильно реагировать на его негативное поведение. Первое время, особенно импульсивным родителям, тяжело будет сдерживать свой гнев и сохранять спокойствие, но и малышу не легко справиться со своими эмоциями. Помните, разница между вами в том, что вы – взрослый человек, умеющий контролировать свое поведение, а ребенок – маленький, он только учится это делать.

Как научить ребенка послушанию

Советы, с которыми вы познакомитесь, не только ответят на вопрос: «Как научить ребенка слушаться», но и помогут родителям правильно скорректировать свое поведение в отношении непослушания любимого чада.

10 правил для родителей, как научить малыша слушаться

Для примера разберем следующую ситуацию: после прогулки ребенок упрямится и не хочет идти домой. Мама разъясняет, что пришло время обеда. Малыш, не испытывая чувства голода, не желает слушаться и продолжает плакать еще громче, привлекая внимание прохожих. Как правильно поступить родителям?

  • Быть настойчивыми в своих просьбах. Все дети являются очень хорошими психологами, поэтому «действуя на публику» они надеются, что мама уступит и изменит свое решение в пользу ребенка. Родители должны понимать, что если они не станут проявлять настойчивость, то дети и в дальнейшем будут ими манипулировать.
  • Разговаривать спокойным, а возможно и требовательным тоном. Родители должны доброжелательным тоном аргументировать свои доводы.
  • Учиться договариваться, предоставить ребенку право выбора. Например, мама говорит: малыш, если ты сейчас не успокоишься и не пойдешь домой, то твои любимые мультфильмы рассердятся, и вечером ты их не сможешь посмотреть.
  • Действовать на самосознание ребенка. Например, мама говорит: я думала, что ты вырос и стал большим, но я ошибалась. Ты ведешь себя, как маленький ребенок, и тебе впору можно дать соску для успокоения. Если я не права, то вытри слезы и покажи, что ты большой, прекрати капризы и пошли домой обедать.
  • Когда ребенок успокоится и начнет выполнять требования взрослых, то его обязательно нужно похвалить.
  • Ни в коем случае нельзя подкупать малыша. Фразы «перестань плакать, а я тебе за это куплю шоколадку» — негативным образом сказываются на психике ребенка и подрывают авторитет родителей.

Главное, чтобы ребенок чувствовал любовь — тогда всегда можно договориться

Необходимо помнить, что каждый малыш индивидуален и одна и та же ситуация требует от взрослых особого подхода.

Только любящее сердце родителей способно преодолеть все лабиринты детского упрямства и в спокойной обстановке найти правильное решение.

Источник: https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-nauchit-rebenka-slushatsya.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *